От чего отказался Ельцин
Тридцать лет назад, в 1991 году, произошел Августовский путч. О некоторых подробностях тех событий рассказали в эфире телеканала "Россия 1" их непосредственные участники, в том числе директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Виктор Золотов – в то время сотрудник службы безопасности президента РСФСР Бориса Ельцина.
На многотысячном митинге у Дома Советов РСФСР 19 августа Ельцин обратился к народу с танка. Первым на бронемашину залез один из его сотрудников охраны – Юрий Котов. Когда Ельцин "вышел в народ", охранник обратил внимание, что на танке находится военнослужащий. У него могло быть оружие, к тому же с танка проще наблюдать за толпой.
"Я полез на танк, и в этот момент меня увидел Борис Николаевич, протянул руку, и таким образом мы оказались на танке. Я его затащил, снизу мне помогли, и с танка было проще перед народом выступать", – рассказал Котов в фильме Наили Аскер-заде "ГКЧП 30 лет спустя".
По словам нынешнего главы Росгвардии, все произошло спонтанно, а механик-водитель танка при этом попытался нырнуть в люк.
"Я наступил ему на бушлат и сказал: "Если нырнешь, я тебя пристрелю. Сиди здесь", – вспоминает Золотов.
Затем, когда Ельцин уже огласил свое воззвание, поднялась, по словам Золотова, "такая буря народных возгласов, такое воодушевление, такой подъем у людей", что стало понятно: Борис Николаевич – любимец народа.
А еще, вспоминает глава Росгвардии, в подвале Белого дома он обнаружил… Геннадия Хазанова.
"Я говорю: Геннадий Викторович, вы что здесь делаете? – рассказывает Золотов. – Он говорит: "Я просто запутался, не знаю, куда пойти". А он ребятам приносил сигареты".
Начальник Службы безопасности президента РСФСР Александр Коржаков тогда "упрашивал Ельцина уехать в американское посольство", рассказывает Золотов. Однако Ельцин "отказался от этой идеи и остался непосредственно в Белом доме".
Напряжение там в какой-то момент стало "таким густым", как перед грозой, и практически половина охраны Ельцина, по словам Золотова, просто убежала.
"Все понимали: сейчас пойдет "Альфа", сейчас пойдет спецназ, вдвшники, все, и примерно за 15 минут там все будет кончено", – говорит он.
Когда же стало понятно, что все закончилось, начались, по его словам, "эйфория и подъем": было столько криков, такой людской гул, что невозможно было что-то расслышать – по оценке Золотова, у Белого дома тогда собралось не меньше 50 тысяч человек.