Исторический музей показал одну из крупнейших находок Степной археологической экспедиции
Для Степной археологической экспедиции Исторического музея этот год выдался урожайным. Одна из главных находок – погребальный комплекс воина, обнаруженный в могильнике в Сальско-Манычских степях Ростовской области. За 19 лет существования экспедиции столь богатое захоронение обнаружено впервые. Одежда у погребенного была из кожи, за что его в шутку прозвали "средневековым байкером".
Основная гипотеза археологов: это воин, а может, и военачальник из Хазарского каганата. Одно из свидетельств – фрагменты налобной повязки из китайского шелка. "Хазары, они были кочевниками, так же как и все жители степи начиная с Бронзового века. Но с восьмого века они организовали международную торговлю, транзитную международную торговлю по известному Великому шелковом пути. И они были тем народом, который создал эту международную торговую сеть и собирал дань. И конечно, эта налобная повязка, этот маленький фрагмент ткани будут изучать наши реставраторы, они смогут восстановить полный рисунок", – рассказала заведующая Отделом археологических памятников ГИМ, руководитель экспедиции Наталья Шишлина.
Пока датировка захоронения, которую дают археологи, примерная – период от восьмого до десятого века. Более точные выводы можно будет сделать, получив результаты изотопного анализа древесины и радиоуглеродной датировки кожи и костей. В распоряжении ученых около сорока предметов: фрагменты одежды, седельных принадлежностей и снаряжения степного воина – остатки колчана, стрел и плети. "От плети у нас сохранилось навершие, такое костяное навершие плети... Не сохранилась, к сожалению, палка, такой вток, на который уже крепился кожаный элемент плети. Но сохранилась сама кожа от плети. Она лежала на лучевой кости погребенного. Вот здесь мы можем видеть такие элементы перевития", – сообщила научный сотрудник Государственного исторического музея Надежда Леонова.
По словам ученых, сохранность предметов уникальная, этому способствовала сухость почвы в месте захоронения. Но у реставраторов все равно впереди месяцы работы. Например, сейчас непонятно, чем был вооружен погребенный – палашом или саблей. "Он фактически не состоит из железа. Все, что вы перед собой видите, – это железные окислы, которые представляют из себя лишь форму меча. Мы поймем форму, собрав полностью предмет. Далее меч будет изучен уже в научных лабораториях. У него есть какая-то сердцевина и края. Один край у него был заточен или два – это всё покажут в лабораториях", – пояснила сотрудник Отдела реставрации фондов Государственного исторического музея Вера Кузнецова.
Археология – наука фрагментов. Специалистам предстоит составить картину прошлого из разрозненных частей. Процесс это небыстрый. По расчетам ученых, путь находок до музейных витрин займет около трех лет.