Музыкальные спектакли Театра на Таганке зазвучат по-новому
В спектаклях Театра на Таганке одну из главных ролей всегда отводили музыке. Погрузить зрителя в атмосферу триллера "Суини Тодд" постановщикам помогает новая звуковая система. Ее технические возможности оценила Яна Музыка.
Мюзикл "Суини Тодд". Спектаклю несколько лет, он – победитель "Золотой маски". И вот снова репетиция за репетицией. Постановку перевыпускают. В театре установлена новая звуковая система. Теперь всё звучит иначе. Несколько десятков так называемых спикеров – попросту колонок – и в каждом своя часть звуковой картины.
Иммерсивная система позволяет вам поставить несколько источников звука, в нашем случае это 24 кабинета, которые окружают зрителя. Получается, что мы можем позиционировать инструменты или голоса, какие-то образы делать, которые будут находиться вокруг зрителя. И более того, что они могут быть не статичны, они могут перемещаться в зависимости от задач", – рассказал начальник звукоцеха Театра на Таганке Антон Фешин.
Зритель находится в среде, где звук его окружает. "Цирк дю Солей использует эту систему. Но Цирк дю Солей использует эту систему с записью. А мы используем эту систему полностью с живыми музыкантами и с живыми артистами", – добавил Фешин.
Артистам привыкнуть к новым задачам очень непросто. "Я работаю всегда с энерами, поэтому когда я сегодня их по привычке надела, мне стало очень некомфортно, потому что очень объемный и очень громкий звук был у меня в ушах. Поэтому пришлось один монитор снять и работать с одним. Так комфортно, так хорошо. Появился очень объемный звук такой – вот это важно", – поделилась народная артистка России Лариса Долина.
Для публики это ощущение, что ты сидишь внутри оркестра и одновременно находишься внутри вокального ансамбля. "Здесь вот у меня есть, например, скрипка, у которой заложено движение. У меня скрипка перемещается слева направо. Вот – вы слышите это. Да. Это всё программируется заранее", – пояснил Антон Фешин.
Создать такую карту под каждый канал, под каждую сцену – важная часть работы звукорежиссера, саунд-дизайн. Недели и даже месяцы труда. "Сейчас я могу контролировать каждый инструмент, и он будет более чистым, более кристальным. Это звучит как блокбастер. Это стало более мощно, это стало более интересно. У нас появилась динамика звуковая. То есть и драматическая история начала работать звуково", – сообщила звукорежиссер Театра на Таганке Варвара Курченко.
Звук из разных источников соединяется в воздухе. Объемное естественное звучание. "Не такой звук, а вот такой, понимаете, если объяснить на пальцах. Это, конечно, очень красиво всё, когда объемный звук. Тут и средние, и высокие, и низкие частоты работают одновременно", – рассказала Лариса Долина.
Зрители полны эмоций, многие пришли на этот спектакль не в первый раз.
В ближайшее время все музыкальные спектакли в репертуаре театра на Таганке ждет второе рождение.