Выберите регион

Смотрим на

Уникальному собранию деревянной скульптуры в городе Тотьма возвращают прежний облик

Эти экспонаты долгие годы ждали реставрации в закрытой коллекции Тотемского музейного объединения. Самые ранние из них датируются XVI веком.

Деревянную храмовую скульптуру, одно из самых интересных собраний Тотемского музейного объединения, продолжают возвращать к жизни. Ознакомиться с отреставрированной частью коллекции можно в музее церковной старины.

Предметы деревянной храмовой скульптуры долгие годы ждали своего часа в закрытой коллекции Тотемского музейного объединения. Самые ранние экспонаты датируются концом XVI века. Как, например, эти Царские врата работы тарногских мастеров. "Орнамент цветочный на Царских вратах изображён с изображением евангелистов. И обязательное условие – на Царских вратах всегда изображается сюжет благовещения Богородицы. Это традиционное изображение", – пояснила заведующая музеем церковной старины Тотемского музейного объединения Ирина Оришина.

Коллекция насчитывает больше 200 экспонатов – это предметы церковного интерьера, части иконостаса, фигуры ангелов и херувимы. Большая часть – из Входоиерусалимской церкви Тотьмы, которая считается самым выдающимся памятником Тотемского барокко. Каждая скульптура уникальна: выразительный облик, поза, взгляд, поворот головы. Искусно выполнены даже малейшие детали. Многие из предметов можно взять за образец и для современных храмов, считает Ольга Соколова – реставратор высшей категории. На протяжении 37 лет она занимается восстановлением уникальных культурных и исторических объектов. Именно она помогала музею реставрировать культовые предметы. До открытия фонда в 2018 году небольшая часть собрания размещалась в музее церковной старины. Остальное много лет ждало реставрации в запасниках. Предметы были сильно запылены и загрязнены. Часть пострадала от рук вандалов, а некоторые были разделены на части.

"Посмотрев коллекцию... она немножечко была разрозненная. Когда принесли 20 крылышек ангелов, надо было их как-то распределить по фигурам – вот это была, конечно, интересная ситуация. Сам процесс работы со скульптурой... она объёмная, она больших размеров, требует индивидуального подхода. В том плане, что получается деталь не по плоскости соединяется, она уже в объёме, её надо подогнать, её надо как-то склеить, закрепить", – рассказала председатель Вологодской региональной организации Союза реставраторов России Ольга Соколова.

На восстановление ушло три года кропотливой работы. И вот уже порядка полусотни оживших скульптур. Реставрационные работы продолжаются. Своей очереди в музее ждут еще несколько фигур .

Читайте также

Видео по теме