Выберите регион

Смотрим на

Пушкинский музей начинает исследование одной из главных работ Ван Гога

Законсервировать шедевр. Пушкинский музей начинает исследование одной из главных работ Ван Гога. Специалисты приступили к изучению полотна "Красные виноградники в Арле".

Из рамы эту картину доставали крайне редко, и всегда это было священной церемонией. Все сотрудники музея собирались, чтобы одну из самых известных работ Ван Гога увидеть вблизи, без защитного стекла. "Красные виноградники в Арле" осматривали на предмет повреждений и снова помещали в раму. Полной реставрации не делали никогда. Сейчас картину исследуют всего месяц, но этого хватило, чтобы подтвердить — неестественного желтого цвета Ван Гог добивался с помощью хромата свинца. А этот красный появился благодаря Гогену.

Николай Колесников, художник-реставратор ГМИИ: “Есть такая информация, что Ван Гог очень любил так называемую гераневую красную. А когда он оказался в Арле в этот период, уже работал с Гогеном, возможно, Гоген повлиял на то, чтобы он не использовал гераневую, а использовал именно киноварь”.

Как и сейчас, в XIX веке краски уже продавали в тюбиках. Качество тоже было разным, за 130 лет картина немного изменила тон. Это процесс необратимый, так что возвращать ее к первоначальному цвету не будут. Обнаружили, что первые повреждения краски были ещё при жизни художника, и виноват в этом он сам.

Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им.
Пушкина: “Выяснилось, что когда Винсент Ван Гог написал эту картину, он не дождался того момента, когда она просохнет окончательно. Он свернул ее в тубус вместе с остальными картинами, и поэтому на обороте картины мы обнаружили фрагменты от других картин, и отправил своему брату Тео. И Тео уже заново перенатягивал эту картину на новый подрамник”.

Выяснили также, что художник вносил изменения в эту работу. Это факт совершенно новый.

Принято считать, что "Красные виноградники в Арле" Ван Гог написал сразу за один день. Но экспертиза показала, что это не так. Этот мужчина, единственный на картине среди женщин, появился здесь позже. До него на этом месте тоже была женская фигура.

На рентгенограмме отчетливо видно — вместо брюк у человека было платье, но позже Ван Гог решил разбавить женскую компанию. Картина была написана за два года до смерти художника в 1890 году. Но он успел её отправить на знаменитую выставку в Брюссель.

Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. ГМИИ им. Пушкина: “Это был манифест. Дело в том, что Винсент Ван Гог уже был болен и уже находился в госпитале, где лечили людей с психическими расстройствами. Тем не менее, он сам выбрал для выставки в Брюсселе несколько своих картин, в том числе и "Красные виноградники". Выставка стала доказательством того, что Ван Гог жив, работает, его можно поддержать”.

Картину купила сестра друга художника — Анна Бох. Купила за 350 франков. Для художественного рынка не много. В XIX веке это был примерно 1,5 месячный доход обычной семьи. Сегодня цена этой картины около сотни миллионов долларов, ее хотят увидеть во всех музеях мира, но до этой реставрации ее боялись перенести даже из одного здания в другое — настолько хрупкой она была.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина: “Мы действительно, имеем дело с важнейшей вещью. Которая безусловно принадлежит человечеству, и нам очень хочется, чтобы жизнь ее была более открытой, чтобы она была в культурном обороте. Но прежде всего, хотя бы внутри нашего музея, у нее должно быть довольно счастливое существование, не опасное для ее жизни”.

Реставрация рассчитана на несколько месяцев. Предположительно, к публике картина вернётся в декабре.

Читайте также

Видео по теме