Выставка "Леонид Андреев. Жизнь человека" – в Музее истории российской литературы имени Даля
Эта выставка напоминает одновременно лабиринт и театральные кулисы. По замыслу кураторов, метафора сцены – лучший способ рассказать о Леониде Андрееве. Современники отмечали, что атмосфера театральности наполняла все стороны жизни писателя – и творчество, и быт. Название "Жизнь человека" взято у пьесы Андреева, которую Блок считал самым автобиографичным произведением автора.
"Леонид Андреев – человек, который писал своей жизнью. Это человек-оркестр, человек-театр. Леонид Андреев для современников – это такой enfant terrible, это такое страшное дитя эпохи, это человек, который заглядывает в темные глубины сознания, который предсказывает страхи и страсти там, где всем остальным кажется, что вокруг – белый день", – рассказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.
Четыре раздела выставки показывают путь Леонида Андреева от голодной молодости и первых литературных успехов до вершин славы. В начале XX века Андреев считался первым писателем после Льва Толстого, его лицо часто мелькало на открытках и многочисленных карикатурах. В кругу литераторов у Андреева было не меньше противников, чем сторонников. Не все принимали пристрастия Андреева к запретным, мрачным темам. Рассказ "Бездна" вызывал бурю негодования в обществе. На критику Андреев ответил по-своему – мистификацией.
"Сначала появляется письмо героя "Бездны", главного героя Немовецкого, который пишет в редакцию и рассказывает собственную историю от своего лица, как все было на самом деле. И это письмо запускает сам Леонид Андреев. Но затем появляются письма разбойников, появляется письмо главной героини. Публика не понимает – это действительно реальность, это списано с реальных людей, или это все-таки вымысел", – отметила куратор выставки Марина Краснова.
Выставка рассказывает не только о работе писателя. Отдельный зал посвящен вилле "Аванс", которую Андреев построил в Финляндии. Здесь в разные годы Андреев увлекался мореплаванием, живописью и цветной фотографии в технике "автохром". По словам современников, каждому новому хобби писатель отдавался полностью.
"Он хватался за фотоаппарат просто в любой момент, когда вдруг понимал, что может быть хороший кадр. Конечно, фотографировал гостей, которые приходили, и на выставке можно даже увидеть чаепития, которые он запечатлел. Очень много фотографий природы, потому что, опять же, он выходил гулять с фотоаппаратом, для того чтобы найти какие-то красивые ракурсы", – добавила куратор выставки Марина Краснова.
Кураторы отмечают – споры о творчестве Леонида Андреева ведутся до сих пор, но сам писатель остается недооцененным. Цель выставки – расширить наше понимание классика.