Открытие новых видов динозавров и изучение известных 9 сентября 2021, 15:31 9 сентября 2021, 16:31 9 сентября 2021, 17:31 9 сентября 2021, 18:31 9 сентября 2021, 19:31 9 сентября 2021, 20:31 9 сентября 2021, 21:31 9 сентября 2021, 22:31 9 сентября 2021, 23:31 10 сентября 2021, 00:31 10 сентября 2021, 01:31

Кто был "царем зверей" до тираннозавра

Неизвестный ранее вид динозавров был крупнее африканского слона и обитал на территории современного Узбекистана.

В конце мелового периода, на закате эпохи динозавров, на вершине пищевой цепочки находились гигантские хищники — тираннозавриды. Настоящей знаменитостью сегодня можно назвать наиболее распространённого и крупного представителя этого семейства Tyrannosaurus rex.

Однако до него грозой всех наземных животных был менее известный, но не менее безжалостный хищник.

Палеонтологи из Университета Цукубы в Японии описали новый вид динозавров, получивший звучное название Ulughbegsaurus uzbekistanensis.

Эволюционный анализ показал, что динозавр принадлежит не только к новому виду, но и к неизвестному ранее роду семейства кархародонтозавридов (Carcharodontosauridae). Это семейство объединяло крупных хищных динозавров, которые являлись высшими хищниками до того, как их место заняли тираннозавры.

Окаменелые остатки древнего гиганта были обнаружены в комплексе верхнемеловых отложений, известном как биссектинская свита. Она расположена в центре пустыни Кызылкум на территории Узбекистана. Возраст этих отложений говорит о том, что новый вид обитал на этой территории около 90 миллионов лет назад.

"Мы описали этот новый род и вид на основе одной изолированной окаменелости – левой верхней челюсти. У тероподовых динозавров размер верхней челюсти можно использовать, чтобы оценить размер животного, потому что он коррелирует с длиной бедренной кости, хорошо известным показателем размера тела.

Таким образом мы смогли предположить, что масса Ulughbegsaurus uzbekistanensis превышала 1 000 килограммов, а длина составляла от 7,5 до 8 метров, больше длины взрослого африканского слона", – объясняет первый автор работы Кохеи Танака (Kohei Tanaka) из Университета Цукубы.

Размер этого животного значительно превосходит размеры других хищников, остатки которых были когда-либо обнаружены в биссектинской свите. На основании этого исследователи делают вывод, что U. uzbekistanensis, скорее всего, находился на вершине пищевой цепи в экосистеме раннего верхнего мела.

Реконструкция верхней челюсти U. uzbekistanensis.

Название нового рода динозавров — Ulughbegsaurus — отражает его "царственное" положение в пищевой иерархии. Имя Улугбек носил внук Тамерлана, выдающийся математик и астроном, а также правитель державы Тимуридов, живший в XV веке.

Перед поздним меловым периодом кархародонтозавриды, включая улугбекзавров, исчезли с лица палеоконтинента, в который тогда входила Средняя Азия. Это исчезновение связывают с распространением тираннозавридов, однако этот переход мало изучен из-за нехватки соответствующих окаменелостей.

Поэтому авторы новой работы считают, что открытие U. uzbekistanensis заполняет важный пробел в палеонтологической летиписи. Эта находка может значить, что кархародонтозавриды были широко распространены на континенте, и одни из их последних представителей сосуществовали с более мелкими тираннозавридами.

Исследование японских учёных было опубликовано в издании Royal Society Open Science.

Ранее мы рассказывали о том, что эксперты сосчитали всех тираннозавров: возможно, по Земле когда-то бродили десятки миллиардов этих свирепых хищников. Также мы писали о том, что тираннозавры могли жить стаями, а молодые представители вида могли охотиться на крупную добычу.