Открытие новых видов динозавров и изучение известных 1 марта 2022, 17:40 1 марта 2022, 18:40 1 марта 2022, 19:40 1 марта 2022, 20:40 1 марта 2022, 21:40 1 марта 2022, 22:40 1 марта 2022, 23:40 2 марта 2022, 00:40 2 марта 2022, 01:40 2 марта 2022, 02:40 2 марта 2022, 03:40
  • Юлия Рудый

Царь, королева и император: всемирно известных тираннозавров предложили разделить на три вида

В настоящее время тирекс является единственным признанным видом рода Tyrannosaurus. Однако учёные предполагают, что его можно разделить на несколько видов-"собратьев": T. rex, T. imperator и T. regina.

Обновление от 27.07.2022: Новый анализ показал, что для столь радикальной встряски палеонтологического древа приведённых учёными доказательств недостаточно.

Тираннозавр рекс (Tyrannosaurus rex) — один из немногих видов динозавров, полное научное название которого широко используется во всех источниках. Даже маленькие дети знают, как мог выглядеть знаменитый "тирекс", царь всех динозавров.

Отчасти это связано с тем, что кровожадных тираннозавров растиражировали в массовой культуре. На самом же деле тирексы вполне могли быть отнюдь не такими быстрыми, не очень сообразительными, да и их укус был не сравним с укусом современной пираньи.

В настоящее время T. rex является единственным признанным видом рода Tyrannosaurus. Однако учёные уже давно предполагают, что у него может быть несколько видов-"собратьев", которые нужно тщательно изучить, поскольку анализ известных окаменелостей показывает, что тирекс на самом деле может быть тремя отдельными видами: T. rex, T. imperator и T. regina.

Второе слово в видовом названии (rex) в переводе с латыни означает "царь", regina – королева. А imperator в переводе и вовсе не нуждается.

Предыдущие исследования окаменелых останков тирексов выявили несколько повторяющихся вариаций в костях древних ящеров, которые могут указывать на то, что известные образцы тираннозавров на самом деле могут принадлежать к нескольким разным, но тесно связанным видам.

Например, у некоторых скелетов было обнаружено только по одному резцу с каждой стороны передней части челюсти, тогда как у других их было по два. У некоторых бедренные кости были более толстыми, а у других ‒ более тонкими.

В рамках нового исследования палеонтологи проанализировали 37 скелетов тираннозавров, чтобы выяснить, есть ли какая-то особая закономерность в обнаруженных ранее вариациях.

Оказалось, что толстых бедренных костей было найдено в два раза больше, чем тонких. Учёные поясняют, что это различие не связано с полом, потому что тогда соотношение было бы ближе к 50 на 50.

Это также не может быть связано с возрастом погибших миллионы лет назад животных — толстые кости бедра были обнаружены у некоторых молодых особей, а тонкие — у некоторых взрослых особей.

Только у 12 образцов палеонтологи смогли изучить и бедренные кости, и зубы. Но команда отметила, что из них образцы, у которых был только один резец на каждой стороне челюсти, с большей вероятностью имели "изящные бёдра".

Команда также изучила эти вариации в контексте того, в каких слоях осадочных пород были обнаружены образцы. Подобные записи существуют для 28 образцов. Поясним, что разные слои образовывались в разное время.

Интересно, что толстые бедренные кости были обнаружены во всех слоях. А вот с тонкими костями дело обстояло иначе: они начали появляться только в средних слоях, более того, больше всего "тонкокостных" скелетов было найдено в верхних слоях грунта.

Это наводит на мысль, что от одного вида тираннозавров со временем произошло несколько других.

Исследователи даже предложили названия и определяющие характеристики для этих потенциальных видов. Самый старый вид они именуют Tyrannosaurus imperator: он встречается в нижних и средних слоях осадочных пород и, как правило, имеет толстые бедренные кости и два резца — черты, которые, вероятно, сохранились от более ранних предков.

Второй вид, названный Tyrannosaurus regina, был обнаружен в верхних и, возможно, в средних слоях: у него тонкие бедренные кости и только один резец.

Третий возможный вид, давно известный Tyrannosaurus rex, был найден в верхних и средних слоях и обладает толстыми костями бёдер и одним резцом.

Конечно, команда признает, что мы ещё многого не знаем об этих древних хищниках. Так, не все изученные экземпляры можно было чётко и уверенно отнести к какому-то одному виду. Кроме того, не для всех окаменелых останков можно было определить, в каком слое осадочных пород они были найдены.

И, ключевое, всё ещё существует вероятность, что наблюдаемые различия были связаны с другими факторами, а не с видовой принадлежностью. Так, другие палеонтологи не согласны с тем, что описанные вариации означают, что можно вычленить новые виды. Среди таких скептиков и знаменитый британский палеонтолог Стивен Брюсатт.

Тем не менее эту гипотезу всё ещё можно проверить: для этого нужно будет изучить другие скелеты тираннозавров и составить с их помощью более полную картину того, что происходило в далёком прошлом планеты с этими огромными ящерами.

Исследование было опубликовано в журнале Evolutionary Biology.

Больше удивительных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".