Александр Могилев: "Люблю танец во всех его проявлениях"
Александр Могилев – постоянный участник проекта "Большие и маленькие". Вот уже третий год он не просто оценивает конкурсантов (ему даже не нравится такая формулировка), а дает советы и ищет единомышленников. Многие из вчерашних участников проекта – теперь коллеги и друзья Могилева. Вместе они изучают секреты танца в его школе, принимают участие в фестивале "Проба", работают над новыми постановками. Александр совмещает в себе талант педагога, организатора, постановщика и, конечно, танцовщика. О себе и своих "могилевцах" он рассказал в интервью Алине Артес.
А.А. – Вы в третий раз участвуете в проекте "Большие и маленькие". Когда ждете съемок, по процессу скучаете?
А.М. – Очень скучаю! На самом деле, я был в ожидании этого проекта, потому что для меня это уже складывающаяся традиция. Каждое лето я открываю для себя невероятно талантливых детей. И так как в течение года я много выезжаю, даю мастер-классы и выступаю в разных городах, каждый раз, когда я вижу талантливых ребят, я думаю, что им точно нужно на "Большие и маленькие". Иногда подсказываю, иногда рассказываю, куда прислать заявки. И каждый раз, когда наступает лето, думаю, что я буду снова радоваться, удивляться и восхищаться, какими прекрасными и талантливыми бывают наши дети.
В этот раз я даже сам звонил продюсерам и уточнял, когда лучше оставить время под съемки, и спрашивал, нужен ли я вообще. Я бы не хотел пропускать этот проект, потому что он становится для меня каким-то значимым.
А.А. – Каждый год число участников увеличивается. Как Вы думаете, с чем это связано?
А.М. – Я думаю, что проект набирает обороты. Наверное, сейчас это одна из лучших возможностей для детских коллективов, чтобы выехать на съемки, показать себя во всей красе для целой страны. И чем больше этот проект будет идти, тем больше дети будут узнавать о нем и ставить перед собой новую цель: выступить на большом проекте в знаковом месте!
А.А. – Главное отличие этого года – наличие полупрофессиональных коллективов. Их оценивать было сложнее?
А.М. – Хотелось относиться к ним более строго, однако, мы понимали, что это всего лишь дети. Зачастую самодеятельные коллективы объединяют таких талантливых педагогов и детей, что они превосходят многие взрослые ансамбли. В какой-то момент я понял, что смотрю просто на детей. И я их не оцениваю, а просто радуюсь за них. И это моя позиция в жюри – я всегда нахожусь на стороне художника: педагога, выступающего артиста, хореографа. Дети и так волнуются, их оценивают, в такие моменты людям нужна поддержка и защита.
А.А. – За годы существования проекта у исполнителей современного танца появилось больше понимания основ этого направления?
А.М. – Да! Этот прогресс заметен. Общий средний уровень стал намного выше. И стали лучше не только хореографы, но и сами дети. Когда мы видим, как приходит прекрасный детский дуэт и с абсолютно понимающими глазами танцует современный танец, мы радуемся. Здесь и мягкие перекаты, и невероятные трюки, и живое тело – я вижу, что они сами это танцуют, и их никто не просил. И это дорогого стоит, что дети в своем творчестве становятся все более осознанными.
А.А. – Одна из составляющих успехов этого проекта – члены жюри. Между вами точно есть некая "химия". Как складываются ваши отношения за кадром?
А.М. – Вообще это очень хорошо, что на проекте собрались люди, которым есть, чем поделиться. И между собой у нас теплые отношения. И если мы встречаемся вне съемок, мы постоянно обсуждаем, что еще интересного можно сделать. Что с Рамилем Мехдиевым, что с Соней Гайдуковой, что с Игорем Цвирко, мы не раз обсуждали возможность сотрудничества. И хотя, бывает, наши мнения расходятся, мы всегда пытаемся прийти к общему знаменателю и договориться.
А.А. – Как шла работа над общим номером в этот раз?
А.М. – Выйти в таком составе – уникально! Я не знаю, где бы мы еще собрались на одной сцене и станцевали в одном номере. Поэтому это так интересно. В этот раз танец был близок к классическому. И мне, как человеку, который давно не танцует подобную хореографию, было интересно в это окунуться и понять логику классического танца. В итоге номер получился веселый, зажигательный. У меня только позитивные эмоции остались.
А.А. – В этом году Вы не обошлись без специальных подарков?
А.М. – Конечно, нет! Я отметил несколько человек из выступавших, которым подарил, так называемый, "вездеход" на фестиваль "Проба". Они могут посетить любой мастер-класс или показ, который проходит в рамках смотра. И мне было приятно, что эти дети уже со мной связались, и я надеюсь, что все у нас сложится. Кроме того, есть ребята, которые не могут приехать на фестиваль, поэтому я организую мастер-класс от школы в онлайн-формате от любого из наших педагогов. Я думаю, такое общение для юных артистов очень полезно.
А.А. – Таким образом, у вас формируется целый пул "могилевцев"…
А.М. – Наверное, да! И даже с теми детьми, которые участвовали в проекте в прошлые сезоны, мы сохраняем теплые отношения. Так, я поддерживаю Арину Ахметову и Диму Гостева, и они часто появляются в школе. И если нужна какая-то помощь, я всегда открыт и на связи.
А.А. – Кажется, что в Вашей жизни примерно равное место занимают и преподавательская деятельность, и исполнительская. Это так?
А.М. – Есть еще и постановочная деятельность. Например, не так давно мы работали во МХАТе имени Горького. Все эти проекты важны, и я стараюсь ни одну из этих областей не упускать и поддерживать со всех сторон. Такой уж я человек, наверное, что мне интересно заниматься и первым, и вторым, и третьим.
Но мне повезло, что у меня есть команда. У меня есть люди, которые помогают мне заниматься и школой, и фестивалем.
А.А. – Кстати о МХАТе. Работа с репертуарным театром имеет свои особенности?
А.М. – Я хорошо знаком с этой спецификой. С 2012 года я периодически выезжаю в разные театры. Был в Перми, Воронеже, Красноярске, Казани. Периодически я работаю с артистами балета, и я все еще угрожаю Игорю Цвирко, что когда-нибудь для него что-нибудь поставлю.
Вообще это совсем другой мир. Я с ними работаю так, как никто не работал. Даю им другую технику, видение, другое понимание танца. Иногда я ломаю их представления о красоте, и это бывает полезным опытом для обеих сторон.
А.А. – В вашем инстаграме (запрещена в РФ) Вы публикуете видео, где танцуете в самых разных точках мира, иногда даже на улицах среди других людей. Это такое веление души?
А.М. – Я всегда говорю, что просто очень люблю танец во всех проявлениях. Сам люблю танцевать и люблю смотреть, как другие танцуют. Так что, танцуйте, друзья! Это здорово!
Не пропустите следующий выпуск программы "Большие и маленькие" 25 сентября в 15:30.