24 сентября 2021, 09:23 24 сентября 2021, 10:23 24 сентября 2021, 11:23 24 сентября 2021, 12:23 24 сентября 2021, 13:23 24 сентября 2021, 14:23 24 сентября 2021, 15:23 24 сентября 2021, 16:23 24 сентября 2021, 17:23 24 сентября 2021, 18:23 24 сентября 2021, 19:23

"Крупнейший романтик ХХ века": к 115-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

  • "Крупнейший романтик ХХ века": к 115-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича
25 сентября отмечается 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича – выдающегося композитора, чьи произведения стали классикой. Его Седьмая симфония, прозвучавшая в блокадном Ленинграде, воплотила в себе дух сражающегося народа и подарила надежду человечеству. Вспоминаем, что говорили о Шостаковиче известные деятели культуры.

25 сентября исполняется 115 лет со дня рождения всемирно известного композитора Дмитрия Шостаковича. Непревзойденный талант, внимание к мельчайшим деталям, исключительное стремление к совершенству – все это позволило ему создать уникальные, ни на что не похожие музыкальные произведения и стать выдающейся фигурой в истории русской и мировой музыки. Он написал пятнадцать симфоний, пятнадцать струнных квартетов, шесть концертов. Он является автором опер, балетов, романсов, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Своими воспоминаниями о композиторе и впечатлениями от его музыки в фильме Валентина Тернявского "Мой Шостакович" поделились звезды отечественной музыкальной культуры. Вспоминаем, что они говорили о знаменитом композиторе и его творчестве.

"Это крупнейший романтик двадцатого века, потому что его музыка настолько романтична, что ее можно брать, как говорится кровью", – считает один из популярнейших пианистов современности, народный артист РФ Денис Мацуев.

"Наши потомки должны изучать жизнь нашей страны по музыке Шостаковича. Это такое честное повествование, смелое, героическое раскрытие всего, что творилось в России", – говорила Галина Вишневская, которую с композитором связывали долгие годы творческого сотрудничества и крепкая дружба.

Впервые будущая оперная певица узнала о нем во время Великой Отечественной войны. Она тогда была совсем юной. "Я жила в Кронштадте этот год, когда Дмитрий Дмитриевич писал седьмую симфонию. Я была девчонкой, мне было 15 лет всего. Я не знала, кто такой Шостакович, но тем не менее в кино всегда показывали журнал перед началом сеанса. И вот, я помню, в хронике показали Шостаковича: темная комната, свеча горела, затемненные окна, и он с пледом на плечах сидит за роялем и сочиняет музыку", – таким было первое впечатление Вишневской о композиторе.

Бытует мнение, что творческим людям необходима особая атмосфера: кто-то может работать днем, а кого-то, напротив, вдохновение посещает ночью. Шостаковичу не требовались специальные условия, чтобы сочинить музыку, которая навсегда останется в сердцах людей.

"Как-то раз, когда мы уезжали с Майей Михайловной с его дачи в Жуковке, он сказал такую фразу: "Можно писать музыку и в собачьей будке, если есть идеи и есть что-то в голове", – рассказывал народный артист СССР Родион Щедрин.

Знакомство с Шостаковичем оказало значительное влияние на знаменитого виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, который также впоследствии стал одним из его близких друзей. "Я мечтал о Шостаковиче. Я видел, как он приходил в Консерваторию. Очень стройный, немножко нервный. У него была манера, которую я стараюсь перенять. Он здоровался со всеми за руку. Он приходил в раздевалку и пожимал руки всем пожилым женщинам, которые там работали. И когда сидели студенты на скамейках, он никогда не проходил мимо них, кивая головой. Он подходил к студентам и с каждым за руку здоровался", – вспоминал народный артист СССР.

"Шостакович был всегда моим богом. И музыкальным богом, и человеческим. Человек был необыкновенной порядочности, отзывчивости, участливости. И он был и богом моего отца, отец обожал его музыку. Я не могу забыть, как он говорил мне – это было в Москве в 1943 году, когда уже была премьера "Восьмой симфонии»: "Ничего меня в моей жизни так не потрясало, как Восьмая симфония Шостаковича", – рассказывал Родион Щедрин.

Выдающийся дирижер Геннадий Рождественский вспоминал о перфекционизме композитора и его умении подмечать малейшие детали: "Во время репетиций значимость его присутствия не могла не сковывать дирижера. А с другой стороны, любое его замечание очень помогало реализации исполнительского замысла. Недостатки исполнения, как правило, обсуждались в антрактах и после окончания репетиций".

Рождественский рассказал, что во время репетиции оперы "Нос" Шостакович услышал, как арфистка "вместо флажолетов играла натуральные звуки". "Среди грохота меди и ударных заметить отсутствие флажолетов практически невозможно. Ничего подобного. Для Шостаковича возможно", – добавил Геннадий Николаевич.

Порой критики были беспощадны к нему. В 1948 году композитор и вовсе был обвинен в профнепригодности и лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Даже это не отвратило его от музыки. Он стоически переносил удары судьбы.

"Шостакович как-то позвонил мне: "Слава, пожалуйста, приезжайте ко мне, я хочу вас видеть". Естественно, я поехал немедленно. Он поставил мне стул – близко, напротив себя: "Слава, садитесь". Я сижу и думаю, что он будет делать. "Слава, вы простите, что я вас побеспокоил. Давайте помолчим" Он сидел, опустив голову, и мы молчали – долго молчали. Потом он встал: "Спасибо, что пришли. Стало легче жить", – вспоминал Мстислав Ростропович.

"Человек может считать себя счастливым, если он жил в одно время с Шостаковичем", – с уверенностью говорил Геннадий Рождественский.

Балетмейстер Алексей Ратманский сказал: "Музыка больших композиторов, когда бы она ни была написана, остается современной. Если это настоящее качество, то она находит какой-то мост к слушателю и к профессионалам театра и музыкантам сегодняшнего дня". Неудивительно, что и в наши дни интерес к Шостаковичу и его творчеству не угасает.

Главным событием нового телесезона на канале "Россия 1" станет многосерийный фильм "Седьмая симфония". Сериал Александра Котта расскажет о том, как шла подготовка к тому самому исполнению Седьмой симфонии в переполненном зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда, Карлу Элиасбергу, было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Найти восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы и исполнить великое произведение так, чтобы укрепить дух миллионов людей – это настоящий подвиг.

"Это пронзительная человеческая история о войне, любви и великой музыке, – говорит исполнитель главной роли и продюсер фильма Алексей Гуськов. Следите за нашими анонсами и не пропустите премьеру на канале "Россия 1".

Платформа "Смотрим" представляет подборку документальных фильмов о Шостаковиче и его творчестве, а также записи его лучших произведений в исполнении музыкантов-виртуозов. Смотрите и слушайте!

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация