Мопед не мой: "Рига" для серьезных людей, деловых поездок и прогулок
Рижский мотозавод или "Саркана Звайзгне" – предприятие со славной историей. Его продукция – образец всего европейского для любого советского гражданина.
А вот и мечта практически всех советских детей и взрослых 1980-х – мини-мокик "Рига-30" или РМЗ 2.130 "Мини". Практически велосипед с мотором, но не все так просто, как кажется!
Первое поколение с индексом "26" начали выпускать в 1983 году, через два года немного обновили, и у нас именно такой вариант с маятниковой задней вилкой. По сути это мопед с кик-стартером.
В конструкции – Т-образная рама, только очень маленькая. На ней висит бак на 5,5 литра. Снизу крепится мотор. Сверху – глушитель под щитком. Задний фонарь с хромом.
Счастливый обладатель "Риги" мог также украсить ее дополнительными опциями: зеркалом за 5 рублей и корзиной за 15. Седло – отдельная гордость. В нем спрятан ящик с инструментами, а если опустить его до конца, тогда мокик подойдет даже ребенку. Права на такую технику были не нужны.
Руль, кстати, тоже складывается. При весе в пятьдесят килограммов мини-мокик можно было загрузить в багажник или занести домой.
Обратите внимание на резину – она очень жесткая, почти дубовая. Про прокол часто узнавали, только когда пытались подкачать колесо. Этакий советский "ранфлет" – RunFlat ("езда на спущенной").
Двигатель – 50 кубиков. Мощность – две лошадиные силы. Зажигание, кстати, электронное, бортовое напряжение – 6 вольт.
На ходу… лучше никуда не спешить. Максимальная скорость – 40 километров в час. Сами понимаете, разгон до сотни измерять бессмысленно. Зато расход – два литра на сотню.
Передач всего две, переключаются на руле. Кстати, в инструкции строго-настрого запрещалось перепрыгивать со второй на первую, если ваша скорость больше 12 километров в час.
И вообще писалось, что мокик "предназначен для деловых поездок и прогулок". То есть, для серьезных людей.
Перевезти он может одного человека и 15 килограммов поклажи.
"Ригу-30" выпускали до 1990 года. В конце 1980-х она стоила около 275 рублей. Но купить модель было сложно – уж очень велик был спрос. Обычный мопед –пожалуйста, а за "Мини" нужно было поохотиться.
Рижский завод не пережил 1990-е годы. А жаль. Его простая, надежная и легкая в обслуживании продукция сегодня пользовалась бы популярностью.