Киновед Кирилл Разлогов ушел на 76-м году жизни
Ушел человек, без которого сложно представить и нашу кинокритику, и наш кинематограф. На фасаде кинотеатра "Художественный" сегодня – его имя. Кирилл Разлогов сочетал энциклопедические знания о более чем столетней истории кино и постоянный неугасающий интерес к самым последним направлениям развития современной культуры.
Кирилл Разлогов ("Линия жизни"): "Вообще, вещи, которые изучаются меньше всего, и это очень жаль, – это реальная живая современная культура. Почему-то мы считаем, что это не заслуживает исследования, ну, потому что мы и так живем, и так видим. На самом деле то, что мы видим, и то, что происходит подспудно в культуре, – это две разные вещи".
Кирилл Разлогов – сын дипломата. По собственным воспоминаниям, знакомство с историей мирового кинематографа начал в 14 лет в небольших парижских кинотеатрах. Далее – академическое киноведение, работа в Госфильмофонде, увлечение семиотикой, кандидатская диссертация по раннему кино, так называемым кинопримитивам. Но стиль Разлогова – не сухой отвлеченный взгляд историка, а всегда пристрастное мнение заинтересованного зрителя.
"Мы сидели с Кириллом Эмильевичем рядом, и где-то на средине сеанса он уснул. А потом тем же вечером было какое-то обсуждение картины, и Кирилл Эмильевич очень активно в этой дискуссии участвовал и причем отпускал удивительно точные комментарии. Я восхитился, с одной стороны, с другой стороны, недоумевал и своим недоумением поделился с коллегой. На что он мне сказал, что тут нечему удивляться, у Кирилла Эмильевича уже такой опыт, такой стаж и такие отношения с кино, видимо, уже трансляции фильмов настроены даже во сне", – поделился киновед Андрей Апостолов.
Интерес к новаторству и радикализму в кино, появившийся у Кирилла Разлогова еще в советские годы, был реализован в одном из самых радикальных телепроектов двухтысячных. Цикл "От киноавангарда к видеоарту" был посвящен экспериментальному кинематографу, теории и истории экранного искусства. Каждый выпуск, как фильм-коллаж, с соответствующим теме визуальным решением, специфическими монтажными приемами и оригинально подобранным музыкальным рядом.
Вы иногда сетуете, что хорошее кино мы показываем поздно, но ведь не всякий фильм будет уместен днем, замечал Разлогов. В своей программе "Культ кино" на канале "Культура" в период засилья коммерческих блокбастеров Кирилл Эмильевич рассказывал и показывал как легендарную киноклассику, так и работы режиссеров, известных лишь узкому кругу специалистов. Впрочем, через пару лет многие из них становились звездами мировых кинофестивалей. Особое чутье на талант и свободное владение материалом – об этом вспоминают и коллеги, и ученики Кирилла Разлогова. Во ВГИКе он разрабатвал авторские методики кинопросвещения, руководил мастерскими.
"Сейчас, не побоюсь сказать, таких просто киноведов нет. Сейчас все быстро: раз, раз и пошел уже в дело. А эта база оставалась на всю жизнь. И вот он был "последний из могикан", – отметил ректор Всероссийского государственного института кинематографии им. Герасимова Владимир Малышев.
"Я учился в архитектурном институте на втором или на третьем курсе. Мы любили кино. Мне попалась книжка Кирилла Разлогова. Я не знал тогда, кто такой Кирилл Разлогов. И я тогда вдруг увидел там завораживающее меня сочетание Луис Буньюэль и "Андалузский пес". И я думаю, с этого момента у меня где-то в подсознании посеялось то самое зерно, которое привело меня в кино", – рассказал режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко.
Интеллектуал с партбилетом – так отзывались коллеги о Кирилле Эмильевиче. Он занимал номенклатурные должности: был советником председателя Госкино СССР, президентом Гильдии киноведов и кинокритиков. Принимал крайне непопулярные у своих друзей-киноведов решения. Несмотря на занимаемые должности, всегда оставался доброжелательным и отзывчивым, готовым прийти на помощь.
"Как мы будем без Кирилла? Ведь Московский фестиваль – это колоссальное, большое, многосоставное сооружение, состоящее из дел, людей. И всегда его место было одним из самых главных в этом во всем. И если он есть, значит, можно чуть-чуть дать какую-то слабину. Кирилл это как-то разрулит", – сказал киновед и режиссер Петр Шепотинник.
Долгие годы Кирилл Разлогов был программным директором Московского Международного кинофестиваля. В этом году он представил свою теперь уже последнюю авторскую ретроспективу "Фильмы моей жизни", в которую вошли ленты от авангардной киноклассики до откровенной эротики. Границы искусства Кирилл Эмильевич понимал по-своему и до последнего дня любил жизнь во всех ее проявлениях.
В 00:20 памяти Кирилла Разлогова смотрите на нашем канале программу "Линия жизни".