Фестиваль "Зодчество" начал работу в Москве
Архитектурный фестиваль "Зодчество" начал работу в Москве. Участники профессионального смотра представляют свое видение современного градостроительства. Тема этого года – "Истина". Алия Шарифуллина продолжит.
Архитекторы все больше погружаются в раздумья: на прошлом "Зодчестве" вглядывались в "Вечность", на этом ищут "Истину". Именно архитектуру куратор нынешнего фестиваля видит в качестве фундамента для построения утраченной истины, а архитектора – в роли ее защитника.
"Каждый раз мы, как зодчие, должны доказывать и показывать, что мы хранители ключей от вечности, от реальности и от будущего. И мы знаем, что было, что есть и что будет, – сказал куратор фестиваля Алексей Комов. – Поэтому мы очень опасные люди".
Искать эту самую истину архитекторы будут в городе, космосе, памяти, форме и даже Арктике. Исследователи команды "Арктикаметрия" пытаются ответить на парадоксальный вопрос: возможен ли комфорт среды в климатическом дискомфорте?
"Те же лавочки стандартно не работают в северных городах, и нужно по-другому подходить к проектированию. Ее можно делать многоуровневой. Если, например, большое количество снежных осадков, и засыпает верхний уровень лавочки, то на втором уровне можем сидеть, не думая о том, что под нами некомфортная среда", – пояснила архитектор Виктория Богинская.
Авторы спецпроекта "Истина в свободе" исследуют советскую дачу как культурный феномен. Идеальное русское убежище, где городской житель обретает свободу от условностей и восстанавливает связь с природой. Дача – это беззаботность детства, своя картошка, свой дом, не похожий на типовую квартиру, иногда нелепый, но всегда человечный.
"Соприкосновение с общечеловеческими ценностями, истинными, действительно, с которым архитектура может соприкасаться и работать, – это важно и правильно. Речь об этом, речь о разложении того, что важно для человека для того, чтобы найти способы сделать архитектуру полезной", – считает архитектурный критик Евгения Микулина.
Над полезностью архитектуры работают не только зодчие. К проектированию городского пространства подключаются психологи, арт-терапевты, педагоги и медики. Новое время и новые запросы требуют свою истину, и она в том числе в науке. Пока ученые обсуждают синтез технологий и искусства, зодчие создают графический образ идеального города, в котором хотели бы жить сами.
"Например, Михаил Филиппов построил горки-город в Сочи, такой знаменитый, который строился к Олимпиаде, а потом стал процветающим курортом. Это его эстетика традиционная. Он ориентируется на центр Санкт-Петербурга и старается, чтобы современные города выглядели так же", – рассказала архитектурный критик, искусствовед Лариса Копылова.
Зодчество – не просто искусство, это культурный код цивилизации, по которому прочитывается история. Но сегодня, по мнению профессионального сообщества, этот визуальный язык теряется. Архитектура стремительно "сползает" в утилитарный сервис, где нет самого главного – созидания. Пора перестать объяснять мир и наконец менять его, гласит манифест фестиваля "Зодчество".
"Для меня истина в том, что чем больше людей поучаствуют в конкурентной работе на благо города, тем городу и горожанам будет лучше. Главная идея тут – собрать людей и дать возможность взаимодействовать друг с другом. Это квинтэссенция архитектурной профессии", – заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Есть притча о том, что истина – это зеркало, которое выпало из рук Бога и разбилось вдребезги. Каждый теперь – обладатель его осколка. Пришло время собрать этот пазл и понять, где мы находимся и что будет дальше.