Перестройка в Германии: от курса Меркель мало что останется
Германия ждет имя нового канцлера и состав нового правительства – по итогам прошедших парламентских выборов. Ангела Меркель уходит, оставляя свою партию в плачевном состоянии. Впереди долгие партийные консультации по созданию правящей коалиции.
Немцы избрали самый большой парламент в своей истории и второй по численности в мире – 735 человек. С 2002 года депутатский корпус все время растет – это связано со сложной системой дополнительных и компенсирующих мандатов, о которой нужно знать только одно: если так пойдет и дальше, бундестаг может стать больше Всекитайского собрания народных представителей.
209 мест в новом парламенте уходят к социал-демократам: они теперь – партия номер один. Первое собрание новой фракции. За нарушение антиковидиных мер можно выписывать коллективный штраф сразу на один миллион 45 тысяч евро, но это, вероятно, тот самый случай, когда победителей не судят. Их лидер Олаф Шольц – в первом ряду, в центре – самый вероятный кандидат на пост канцлера.
"Для нас совершенно ясно, что, получив мандат, мы теперь будем упорно работать, чтобы сформировать правительство. Правительство, в котором будут те, кто победил на выборах, то есть СДПГ с большим приростом голосов", – заявил Олаф Шольц, кандидат в канцлеры от СДПГ.
25,7 – относительно прошлых выборов СДПГ увеличились на 5,5%. Очень много, но за право формировать правительство вместе с "Зелеными" и "Свободными демократами" придется побороться, потому что консервативный союз ХДС-ХСС, хоть и потерял почти 9%, также может создать коалицию с теми же партиями, которым, в свою очередь, прежде чем прилепиться к кому-то, нужно решить, а смогут ли они – социалисты и буржуа – ужиться друг с другом. В то же время и те, и другие соскучились по власти, так что, первый раунд консультаций – получше узнать друг друга – прошел успешно.
"Мандат, который у нас есть, – это четкий мандат на обновление в этой стране. В этом духе мы продолжим работать в ближайшие дни, чтобы заложить основы прогрессивного правительства в Германии", – отметила сопредседатель "Зеленых" Анналена Бербок.
"Зеленые" и "Свободные демократы" – две партии, наиболее активно выступающие против сохранения текущего курса в нашей стране. Мы намерены совершить прорыв", – заявил глава "Свободных демократов" Кристиан Линднер.
"Прорыв" – правда, пока неизвестно куда – означает, что от осторожного во всем курса Меркель мало что останется. Германия бодро движется к своей собственной "перестройке". И в этом смысле сотрудничество именно с социал-демократами выглядит для маленьких партий более многообещающим.
А аппетиты их велики. "Зеленые" претендуют на Министерство иностранных дел , сопредседатель партии господин Хабек целится в Министерство экономики и энергетики. Лидер свободных демократов Линднер – стопроцентный либерал – наметил для себя министерство финансов. В теории такая компания даст прикурить и своим, и чужим: от немецких автомобилистов, которым взвинтят цены на бензин, и энергетиков, которых заставят ударными темпами внедрять зеленые технологии, до польских ксендзов – им Бербок и впервые прошедшие в Бундестаг трансгендеры Нуке Славик и Тесса Гансерер объяснят про права ЛГБТ.
Участники межпартийных консультаций – по двое от "Зеленых" и "Свободных демократов" – синхронно разместили в Twitter фото. Они выглядят на нем такими довольными, что через сутки умельцы заставили их петь знаменитую песню Sister Sledge ("Мы – семья").
Разумеется, все зависит от того, в какой мере социал-демократы готовы будут удовлетворить запросы маленьких партий, но, с другой стороны, а куда деваться, когда в спину дышит конкурент, которому почти нечего терять, ведь почти все и так потеряно. Про это еще придется говорить не раз, но для Меркель самое чувствительное в истории ХДС поражение на выборах – 24% – это не просто электоральная катастрофа, а приговор. И можно долго перечислять ошибки канцлерин, но актуальны вот эти: она напрасно за два года до выборов отказалась от участия в них и, что более важно, вместо себя отправила на эти выборы не того человека. Вечером в день голосования Меркель молча стояла на сцене в офисе партии, также молча ее покинула. А на следующий день после объявления официальных итого поздравила Олафа Шольца с победой.
Лидер ХДС Армин Лашет, которого Меркель хотела бы видеть канцлером, сделал это только на третий день, когда по нему уже проехались в СМИ, и то не лично – письмом. А в Мюнхене на 80-летии Эдмунда Штойбера – того, что в 2002 году проиграл выборы Герхарду Шредеру, – не слишком тактично заставил именинника еще раз пережить это поражение.
"Выборы прошли не так, как мы мечтали, и я хотел бы привезти тебе другой подарок, дорогой Эдмунд. Но в эти часы я часто думал о тебе, как это было, как ты, будучи кандидатом в канцлеры, садишься в самолет, полагая, что у тебя есть большинство, а потом приземляешься и понимаешь, что его у тебя больше нет", – сказал Лашет.
После того провала на выборах Штойбер еще пять лет возглавлял ХСС – это баварский союзник партии Меркель, вот и Лашет всеми силами старается продлить свою жизнь в политике. Несмотря на то, что в ХДС отчетливо слышен хор сторонников его отставки, он не теряет надежды перетянуть "Зеленых" и идейно близкую СвДП на свою сторону. Но тут опять все упирается в вопрос, каким образом малые партии реализуют свою программу "перемен" в коалиции с консерваторами.
"Коалиция под руководством ХДС – это что-то придуманное прессой и не имеющее ничего общего с реальностью. Подобная коалиция не имеете никакого отношения к будущему страны. Как "Зеленые" и СвДП намерены объяснить этот союз своим избирателям и однопартийцам? Правительство из СДПГ, "Зеленых" и СвДП – это шанс для обновления Германии", – считает бывший канцлер Герхард Шредер.
У социал-демократов усилия Лашета вызывают усмешки – генеральный секретарь партии Клингбейт вообще считает, что он не в себе, и даже союзники в лице нынешнего лидера ХСС не особо верят в успех предприятия. Кстати, по опросам, именно Маркус Зедер мог бы принести консерваторам победу, если бы Меркель сделала его ведущим кандидатом.
У Шольца в этой поствыборной игре с Лашетом за право формировать коалицию есть еще один крупный козырь: в феврале будущего года пройдут выборы федерального президента. Сейчас это социал-демократ Штайнмайер. Он, конечно, выражал желания баллотироваться на второй срок, но СДПГ может поддержать кандидатуру от кого-то из своих младших партнеров. И ветеран партии вряд ли будет противиться, ведь в свое время и он тоже пытался стать канцлером.
Коалиционные переговоры не знают выходных: СДПГ проводит консультации с "Зелеными", а ХДС – со "Свободными демократами". К концу первой недели после выборов возникло ощущение, что вопрос о том, кто въедет в федеральную канцелярию следующим, может быть решен относительно быстро. Но если этого не случится до 17 декабря, Ангела Меркель все-таки побьет рекорд Гельмута Коля, то есть проработает на посту 5871 день.