Петр Айду представит на фестивале "Территория" проект "Антропоценфония"
Петр Айду готовится представить на фестивале "Территория" свой проект "Антропоценфония. Песни машин и механизмов". В основе партитуры реальное звучание заводских цехов. За тем, как идет монтаж музыкальных инструментов, наблюдала Яна Музыка.
С виду просто хлам, на самом деле – экспериментальные перкуссионные музыкальные инструменты. Фанерные ящики, полицейские дубинки, фольга для бань.
"Это самый важный инструмент в этом спектакле, самая незаменимая вещь", – заверил машинист сцены театра "Школа драматического искусства" Николай Марков.
Сотрудники театра, говорят: тут что ни лебедка – то музыкальный инструмент. Объекты для проекта "Антропоценфония" весят примерно полтонны. Чтобы переместить все со склада на сцену, нужно несколько часов. А потом еще целый день занимает монтаж.
Этот опус посвящен промышленным звукам – на сцене воспроизведут то, как звучат цеха на фабриках и заводах. У сочинения – коллективное авторство.
"Сначала это были полнометражные сессии звукозаписи на действующих производствах, отбор материала и потом уже собственно сочинение самой композиции. И это тоже была коллективная работа", – рассказал музыкант Петр Айду.
Композиторы искали способы создать нужный звук. Успешно прошел отбор 60-литровый таз из строймаркета. "Как и любой ударный инструмент: есть поверхность, мембрана, по которой исполнитель ударяет, и есть резонатор, откуда идет звук", – пояснил музыкант Антон Михалевский.
Отдельный вопрос, чем ударять. В поисках нужных объектов даже изобрели новый термин – шлегер, от немецкого "бить". "Некие шлегеры, связанные с синтезом. Здесь внутри находится дробь, и это может быть как просто дробь, так и собственно... Тут смысл в том, что у него есть предзвучие и некое послезвучие", – рассказал музыкант Евгений Бархатов.
Самый громкий шлегер – силиконовый стержень. Какие-то инструменты буквально валялись под ногами. "Это какие-то отжившие уже прямую жизнь вещи, которые мы находим либо просто на помойке, либо дома. Вещи, которые не нужны, мы их готовы пожертвовать искусству", – сказал музыкант Алексей Орлов.
"Мы занимались тем, чем занимаются художники, которые занимаются предметной живописью. На самом деле мы ищем соответствия между возможностями музыкальными сегодняшнего дня и тем, что нам дает реальность", – добавил Петр Айду.
Перефразируя Михаила Глинку, Петр Айду говорит так: музыку сочиняет весь мир, композиторы ее только аранжируют.