На фестивале "Территория" представили проект "Антропоценфония"
Исполнение музыки или может чего-то подобного музыке не на музыкальных инструментах – дело не одного века. Вспомнить, хотя бы британское шоу STOMP, в котором играют на мусорных баках, швабрах, газетах. Но концепция у них слабая, примитивная, цель чисто развлекательная. Другое дело то, что создаёт Пётр Айду – музыкант, пианист, композитор, убеждённый в том, что слишком сильное желание придумать нечто новое, парадоксальным образом приводит к тому, что уже было.
Пётр Айду – в поиске. Он ищет и находит актуальные звучания. Он составляет из них композиции и воспроизводит их в концертном исполнении. Партия радиально-ковочной машины сочетается с партией машины виброгалтовочной. В столичном театре "Школа драматического искусства" у него несколько лет работала над подобными представлениями целая лаборатория. В той же "Школе" он и представил накануне проект под названием "Антропоценфония" – одно из событий фестиваля "Территория". Сообщает Яна Музыка.
Постапокалиптический оркестр. Так его называют сами артисты. Самодельные электронные приборы, уникальные механизмы, традиционные и условно-музыкальные инструменты. Какие-то объекты просто нашли на свалке. Вот, например, старая посуда: кружка, ковш, кастрюля.
Пистолет, фольга, теннисный мяч, таз, ведро, гофротруба, точильный камень. Больше сотни инструментов.
В основе партитуры — звучание заводских цехов. В этом проекте "Школы Драматического Искусства" звуки, которые являются побочным эффектом реального производства, рассматриваются с точки зрения чистой музыки. Автор идеи Петр Айду называет это направление фонреализмом.
"Это тоже природа, есть даже такой термин – вторая природа. То что создано человеком. Этот проект потому называется "Антропоценфония", потому что он связан именно с той частью природы, на которую очень сильно влияет именно человек. И это, конечно, и есть в первую очередь производства", – заметил Айду.
В цехах были сделаны звукозаписи, потом их анализировали композиторы. Методом исследования искали, с помощью чего можно эти звуки воссоздать. У партитуры – коллективное авторство.
"У каждого есть какая-то своя часть. То есть если я занимался электроникой, то я анализировал записи, записанные на заводах, настоящие записи на момент именно тонов, нот, которые звучат, которые похожи на электронные звуки. Снимали мы их с помощью таких приборов и потом воссоздавали с помощью генераторов сигналов, синтезаторов", – заявил музыкант Константин Поздняков.
Полное название этого сочинения – "Перформанс для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора в 12 частях". Каждая посвящена отдельному производству: Лесная биржа, Штамповочная печать, Вибросортировка, Насосная станция. 12 песен машин и механизмов, которые складываются в драматургическое единство.
Аркадий Кириченко – актер театра "Школа Драматического искусства" с богатой музыкальной историей. Много лет играл фри-джаз с Сергеем Летовым. Говорит, это сочинение возвращает нас к истокам музыки.
"Что такое музыка? Это то, что мы слышим каждый день. Машины, звуки, крики, птицы – все что угодно, это музыка. И первобытные люди они шли от этого, они повторяли звуки природы", – рассказал актер Аркадий Кириенко.
Создатели этого перформанса считают, в любых звуках можно услышать музыку, тишины не существует.