Доллар, энергетика, преемник: ответы Путина американской журналистке
Сразу по окончании пленарного заседания энергетического форума американская телеведущая Хедли Гэмбл, которая была модератором панельной дискуссии с президентом России, получила возможность задать ему еще ряд вопросов. И в первом же поинтересовалась, что он думает о возможном преемнике:
- Каждый исполнительный директор всегда думает о том, кто будет его преемником. Вы действительно хотите быть президентом, пока вам не будет 84?
- Нет, я на такие вопросы предпочитаю не отвечать, это традиционный мой ответ, – отреагировал президент. – До следующих выборов еще достаточно много времени. Разговоры на эту тему дестабилизируют ситуацию. Ситуация должна быть спокойной, стабильной, чтобы все органы власти, все государственные структуры работали уверенно, спокойно смотрели в будущее. Да, Конституция позволяет мне это сделать, баллотироваться на следующий срок, но никаких решений на этот счет пока не принято.
Следующий вопрос – о контактах России с государствами Ближнего Востока, влияющими на мировую торговлю углеводородами, и о соглашении ОПЕК+. Путин заявил, что переговоры, цель которых – стабилизация энергетического рынка, порой проходят в довольно жестком режиме:
- Мы спорим друг с другом, отстаиваем свои позиции, но находим, до сих пор находили сбалансированные, приемлемые для всех сторон решения. И наши партнеры, хотя, казалось бы, они лидеры в углеводородах, в добыче и продаже нефти, все-таки строят планы и по "зеленой" энергетике, что, на первый взгляд, выглядит очень странно, но это реально происходит в жизни. Мы с ними говорим о возможности вкладывать средства, большие ресурсы в новые технологии и в новые источники энергии.
До сих пор главной валютой на этом рынке и не только остается американский доллар. Но США, увлекшись геополитическими играми, сами делают все, чтобы его позиции подорвать, в том числе, используют доллар как инструмент санкционного давления.
- Они это делают, так как препятствуют расчетам в долларах за санкционную продукцию. Просто нам невозможно получить деньги клиентов за поставленную продукцию в долларах. К чему это приводит? Результат в том, что даже ближайшие партнеры и союзники США в своих резервах сокращают долю доллара, это статистический факт. Мы, конечно, это делаем: и в резервах своих сокращаем доллары, и в расчетах. Это не всегда возможно, но стараемся переходить на расчеты в национальных валютах. США пилят сук, на котором сидят, потому что это абсолютное конкурентное преимущество доллара в качестве универсальной резервной мировой валюты, они его подрывают и в интересах сиюминутной политической конъюнктуры наносят ущерб своим стратегическим экономическим интересам.
Россия пока не заинтересована в полном отказе от доллара при торговле той же нефтью, но если Вашингтон продолжит гнуть свою линию, доверие неминуемо пошатнется, и не только к американской валюте. Здоровье финансовой системы США давно тревожит весь мир.
- Растет государственный долг США, в очередной раз сейчас Конгресс принял решение об увеличении потолка государственного долга. То есть это что такое? Эмиссия. Что такое эмиссия? Это рост инфляции. И впервые, наверное, в истории инфляция в США растет такими темпами, как давно уже не было, – указал Путин. – Это уже экономические причины, которые так или иначе все-таки подрывают доверие к валюте. Потому что все же задаются вопросом: а что дальше? Что экономические власти Штатов будут делать с этим колоссальным долгом? Что будут делать? Проводить какие-то манипуляции с долларом, понижать его стоимость? С долгом-то что делать?
Внутренние проблемы США традиционно решают внешней экспансией. Новый военный альянс Запада, американо-австрало-британский, в общем-то, не скрывает, что цель его – противостояние Китаю. В Пекине, понятное дело, насторожились. А что по этому поводу думают в России, интересуется американская журналистка:
- Председатель КНР Си Цзиньпин называет вас лучшим другом. Вы озабочены союзом Австралии, США и Великобритании? Создает ли это потенциальную напряженность и чревато ли новой холодной войной?
- Я тоже считаю председателя Си Цзиньпина своим другом, мы много лет работаем вместе и добиваемся хороших результатов и в сфере политического взаимодействия, и в сфере экономики. Создание каких-то блоков, в том числе и того, о котором вы упомянули, США ‒ Великобритания ‒ Австралия, безусловно, подрывает региональную стабильность, потому что, на мой взгляд, дружить между собой ‒ это хорошо, но дружить против кого-то ‒ это плохо.
В финальном вопросе американская телеведущая припомнила все глобальные проблемы текущего момента – инфляция, стагнация, Афганистан:
-На ваш взгляд, какая самая серьезная проблема на сегодняшний день?
- Для нас самая главная проблема и самая главная задача, которую мы должны решить, – это подъем доходов граждан страны. Для этого мы должны обеспечить рост темпов развития экономики и изменение ее качества. Это долгосрочная задача. Мы не собираемся действовать популистскими методами, но именно на базе качественного роста экономики мы и собираемся решать основные социальные задачи, в том числе увеличение доходов российских граждан и решение второй очень важной для нас проблемы ‒ демографической. А здесь целый набор социальных вопросов: здравоохранение, образование, поддержка семей с детьми. Для того чтобы решать все эти задачи, мы наметили для себя определенные национальные цели развития.
- А что касается господина Навального, вы готовы поднять его уровень жизни?
- Гражданин, о котором вы сказали, находится в местах лишения свободы.
- Не самые лучшие условия для жизни.
- Не самые лучшие условия, но он не один такой. Кроме него есть и другие люди, которые также нарушили российские законы, и мы никого не собираемся ставить в какие-то эксклюзивные условия, в том числе и тех, кто прикрывается политической деятельностью.
Российский президент регулярно общается с американскими журналистами, отвечая подробно на все их вопросы, которые, в общем-то, повторяются из раза в раз. Коллеги Путина на Западе на что-то подобное пока еще ни разу не решились.