БДТ имени Товстоногова завершил гастроли в столице спектаклем "Что делать?"
Большой драматический театр имени Товстоногова завершил гастроли в Москве спектаклем "Что делать?". Обновленную версию постановки Андрея Могучего по мотивам романа Чернышевского увидела Яна Музыка.
Зал "Гоголь-центра" не узнать. Верхние ряды оказались прямо под люстрой. Для зрителей этот спектакль начинается с усилия – физического. В зрительном зале построен амфитеатр, чтобы пространство превратилось в аудиторию. Жанр этой постановки – "спектакль-семинар", "спектакль-диспут", где зрителям тоже дадут возможность высказаться.
В программке есть персонаж под названием "автор". Он комментирует происходящее на сцене, много цитирует Чернышевского. И, разрушая четвертую стену, ведет диалог с публикой.
"Что делать?" – первый спектакль Андрея Могучего на исторической сцене БДТ в качестве худрука. По словам режиссера, это был изначально рискованный проект. Не традиционный спектакль – перформанс, акция. Новые для легендарной труппы люди делали постановку о "новых людях", описанных Чернышевским.
"Со школьных лет, когда этот роман набил оскомину, его надо было сдавать и дочитать было невозможно, но когда я его перечитывал для того, чтобы поставить для работы, у меня было такое ощущение, что его кто-то переписал. И он показался мне актуальным тому времени, в котором мы тогда находились и сейчас находимся. Мы из того времени вышли, вошли в другое, но актуальности он не потерял", – рассказал режиссер, художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова Андрей Могучий.
Главная тема – свобода, борьба старого и нового. Главный герой – женщина. По словам актрисы Нины Александровой, Вера Павловна в первую очередь очень чувственный человек. "Андрей Анатольевич сказал, что Вера Павловна – человек без кожи. Он умеет дать такие маночки, скажем так. И это очень помогает. Он может много не говорить, скажет что-то одно, и это попадает", – поделилась актриса Нина Александрова.
Как говорят актеры, работа над персонажами была многосторонняя. "Искали варианты, что это вообще какие-то инопланетяне, которые с другой планеты спустились и здесь пытаются провести свой эксперимент. Или это ученые, которые проводят такой социальный эксперимент, эксперимент в области души человеческой. То есть подходов было много", – рассказал актер Андрей Феськов.
В самом спектакле очень важно чувство времени, считают артисты. "У артиста должно быть, у каждого актера должно быть обязательно чувство времени. Это не я придумал, это Георгий Александрович Товстоногов еще сказал. Стопроцентная правда, обаяние, голос и чувство времени. Вот Товстоногов всегда чувствовал время. И мне кажется, что – не кажется, а точно могу сказать – он чувствует время, наш Могучий", – сказал народный артист России Георгий Штиль.
"Что делать?" – это еще и "Дискуссии после спектакля", в них участвуют лидеры мнений, журналисты, историки. На московской премьере зрители отметили, что постановку можно смотреть по-разному: как историю о тех новых людях, которые жили во второй половине XIX века, и как исследование новых людей сегодняшней реальности. Из-за пандемии спектакль не играли два года, и для московских гастролей его значительно обновили. Спустя семь лет после премьеры многие акценты изменились.
"Левая идея, она живучая и всегда будет трансформироваться и приобретать какие-то новые неожиданные формы. Сегодня левый тренд приобрел такие экзотические формы не классовой борьбы, а другой какой-то борьбы. Но это тоже некая утопия, эту утопию тоже, я думаю, постигнет та же участь, как и все другие левые утопии", – поделился режиссер Андрей Могучий.
"Я чувствую пустоту" – последние слова этого спектакля будто отсылают к опыту XX века. История показала, чем на практике оборачиваются все утопии.