15 ноября 2014, 22:08 15 ноября 2014, 23:08 16 ноября 2014, 00:08 16 ноября 2014, 01:08 16 ноября 2014, 02:08 16 ноября 2014, 03:08 16 ноября 2014, 04:08 16 ноября 2014, 05:08 16 ноября 2014, 06:08 16 ноября 2014, 07:08 16 ноября 2014, 08:08

Андрей Могучий представляет спектакль "Что делать?"

  • Картинка
  • Андрей Могучий представляет спектакль "Что делать?"
  • Картинка
    Андрей Могучий представляет спектакль "Что делать?"
  • Андрей Могучий представляет спектакль "Что делать?"
Вопросом "Что делать?" в России задаются уже полтора века. Свой ответ готов предложить Андрей Могучий – худрук БДТ поставил спектакль по одноименному роману Чернышевского.

В субботу в Большом драматическом театре в Петербурге – первая премьера сезона. Когда худрук Андрей Могучий объявил, что это будет спектакль «Что делать?», многие испытали недоумение. Десятилетиями изучавшийся в школе, роман Чернышевского – в числе самых нелюбимых произведений. Но режиссера это не смутило. Для него определяющим стало не содержание, а название романа, которое сегодня звучит так же актуально, как и в 60-е годы XIX века.

Роман «Что делать» Николай Чернышевский написал 150 лет назад. Тогда книга произвела эффект взорвавшейся бомбы. Молодежь увидела в ней образ новой эпохи и ответы на свои вопросы. Сегодня, говорит режиссер Андрей Могучий, роман выглядит почти утопией. Но на главный вопрос «что делать?» снова попытаются дать ответ в новом театральном сезоне БДТ.

Новый спектакль БДТ – первая полноценная премьера после реконструкции – скорее всего, разойдется на цитаты. Выдержки из Чернышевского в новом прочтении звучат актуально и злободневно. К классике худрук театра обратился не случайно. Вопрос «что делать?», говорит Андрей Могучий, важен лично для него. Но ответом, который дает писатель в романе, воспользоваться вряд ли получится, уверен режиссер. Слишком многое изменилось с момента написания произведения.

«Люди, которые существуют в этом романе – прекрасны, – считает режиссер, – они верят в то, что давно перестали верить мы, люди XXI века. Они искренни, у них есть чувство собственного достоинства, у них есть надежда на будущее, они умеют любить».

В историю пришлось внести изменения, и довольно серьезные. Репетиции, по словам актеров, больше напоминали дебаты. Текст пьесы дописывался и трансформировался: в итоговую версию спектакля вошло многое из актерских импровизаций и дискуссий. Однако главной темой все же осталась свобода. Женщины – главной героини, и человека, который задает себе тот самый вопрос.

«Свобода – это такая штука, она для каждого своя, – говорит исполнительница роли Веры Павловны Нина Александрова. – Я играю про ту свободу, которая мне близка. Я про нее не буду вам говорить, но попытаюсь ее донести зрителям».

Специально для новой постановки недавно отреставрированный зал превратили в амфитеатр. В какой-то момент происходящее на сцене становится выступлением лектора перед аудиторией. Даже свет в зале в этот момент включен. Автор обращается к зрителям. И даже на пробных показах - они ему отвечают. Кстати, автор – персона, вынесенная за скобки повествования – и в спектакле остается в стороне. Его роль исполнил не актер, а режиссер Борис Павлович.

«Весь репетиционный процесс – это был не только отбор текста, поиски психологических тонких ходов персонажа, а это была попытка не найти ответ, а правильно поставить вопрос, правильно определить контекст этого вопроса, чтобы вообще начать на него отвечать», – рассказывает Борис Павлович.

Новое прочтение классики покажут на исторической сцене Большого драматического театра уже в эти выходные - 15 и 16 ноября.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация