Большой театр Беларуси показал свою версию балета "Щелкунчик"
Премьера балета "Щелкунчик" – на сцене Большого театра Беларуси. Эта постановка стала новым прочтением классики. Но по-прежнему хореография, яркие костюмы и декорации новогодней сказки погружают зрителей в атмосферу волшебства. Как создавался спектакль, расскажет Мария Темникова.
До спектакля не больше часа. На сцене последние приготовления. Звук, свет, декорации – нужно успеть всё проверить. Это первая более чем за 40 лет премьера "Щелкунчика" в Большом театре Беларуси. Новое прочтение – от главного балетмейстера театра, заслуженного артиста России Игоря Колба.
"Это не первая постановка в этом театре, и вообще, в принципе, в мире достаточно много существует постановок, но здесь мне хотелось, чтобы было забыто всё, и заново написано телами, эмоциями, мыслями артистов", – поделился главный балетмейстер Большого театра Беларуси, заслуженный артист России Игорь Колб.
Создать оригинального "Щелкунчика" – задача не из простых. Художник-постановщик Ольга Мельник, по ее собственному признанию, пересмотрела сотни спектаклей, прочла несколько редакций перевода сказки Гофмана, а потом постаралась всё забыть и переосмыслить по-новому. Одним из главных творческих решений стало соединение элементов кукольного театра с балетом.
"Было мое предложение создать ростовую планшетную куклу – она высокая, метр семьдесят. Держать ее постоянно на вытянутой руке – это непростая задача", – рассказала художник-постановщик Ольга Мельник-Малахова.
У этого артиста нет дублеров. Редкий экземпляр. Может быть, поэтому кто-то так заботливо посадил куклу на мягкую подушку, чтобы удобно было ждать премьеры. На сцене происходит трансформация главного персонажа. Сначала это просто подарок для Мари, потом ростовая кукла. Щелкунчик оживает с каждой минутой. Часть постановки артист танцует в маске.
"Физически тяжело. Она цельная, и в ней тяжеловато дышать", – отметил ведущий мастер сцены Большого театра Беларуси Константин Белохвостик.
Даже образ Щелкунчика далек от привычных стандартов: пропала массивная челюсть, предназначенная для колки орехов. Вообще, каждый персонаж и его внешний вид продумывался, прорисовывался, воплощался долго и тщательно. Вот невероятная шуба Мышиного короля. А это мышиная голова. Никаких условностей – мельчайшая детализация.
Для премьеры были созданы не только уникальные декорации, костюмы или реквизит, но и разработаны совершенно необычные механические конструкции. Вот, например, сани, на которых на сцену выезжает главный волшебник Дроссельмейер. Принцип работы – цепной привод, как на велосипеде. В танце снежинок на сцене словно появляется настоящий снег – это измельченная шредером офисная бумага. А во время битвы мышей и оловянных солдатиков гигантский бутафорский сыр превращается в баррикады.
Мари на премьере сыграла совсем молодая артистка – Марита Шибанова. Ей самой всего 18. И Щелкунчик – это, конечно, ее мечта.
"Мне бы хотелось просто быть собой, настоящей, чтобы моя Маша получилась искренней", – сказала артистка балета Большого театра Беларуси Марита Шибанова.
Сказка, которая делает всех добрее и заставляет поверить в чудо. Мышиный король будет побежден, а волшебная страна существует – пусть и во снах. Билеты на все постановки до Нового года уже раскуплены.