"Кубачи – Зирехгеран" – новая выставка из Дагестана в Музее Востока
Исторический портрет древнего поселения Кубачи можно увидеть в Музее Востока. Из Национального музея Республики Дагестан туда привезли экспонаты, связанные с архитектурными традициями, бытом и основными занятиями жителей села, которое славится своими мастерами-ювелирами. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Любая первая встреча с Кубачи – будь то путешественника раннего Средневековья или уже современного туриста – начинается с архитектуры каменных домов, украшенных необычными резными рельефами. На прохожих смотрят пешие воины, дивные животные и растения – такой резьбы по камню и таких орнаментов больше нет нигде на Кавказе.
"Эти камушки – их 34, – которые мы привезли в Москву. Они впервые с XIII века выехали из дома. Это уникально, до мурашек просто. Потому что этим искусством камнерезов восхищаются крупные специалисты музея. Они есть в Лувре, они в коллекции Метрополитен-музея", – рассказала зам. генерального директора-начальник Национального музея Республики Дагестан, куратор выставки Джамиля Дагирова.
Аул, расположенный в горах Дагестана на высоте 1700 метров над уровнем моря, упоминается в персидских источниках под названием Зирехгеран еще в VI веке. В XVI веке селение получило название Кубачи. Музей под открытым небом всегда считался центром прикладного искусства и промыслов. Плетение кольчуг, резьба по дереву, каллиграфия, оружейное и ювелирное искусство – это все про Кубачи, но организаторы выставки хотели показать самобытность жителей аула: их нравы, верования, традиции.
"Тавханна" – гостиная комната с сундуками, коврами, богатой коллекцией керамики и фарфора. Такая до сих пор есть в каждом доме. В ней всегда встречают почетных гостей, и сюда же приводят невесту.
"В этом платье и в этом наряде выходила замуж дама, которая предоставила нам этот костюм. С таким "нукнусом" она заходила в дом жениха, и он был наполнен – в зависимости от достатка – сладостями, сахаром, украшениями. Таких "нукнусов" должно быть в каждом доме семь штук", – пояснила Джамиля Дагирова.
Особые ритуалы были и у мужчин. До начала ХХ века в Кубачах существовало закрытое братство, или союз неженатых. Каждый год на пару месяцев молодые люди уходили на "сборы", где состязались, играли, устраивали спектакли. Через союз добровольно или принудительно проходило все молодое население села. "Видите нарисован бык? Если человек отказывался вступать в союз неженатых (это спартанская истори: они защищали, оберегали и помогали), то был "коровий штраф". Корова – это очень дорого!" – добавила Дагирова.
И конечно, невозможно представить дом кубачинца без мастерской, где работали ювелиры-граверы, чеканщики, филигранщики. Вот этими самыми простыми инструментами они изготавливали предметы, которые восхищали весь мир. Местные златокузнецы даже участвовали в Международной выставке в Париже в 1937 году. Передаваемое из поколения в поколение мастерство не имело никакой фиксации – только память, повторение и труд.
"В нашем музее хранится 1100 экземпляров рисунков, которые сделали кубачинские мастера по заказу Шиллинга в 34-м году. Он раздал всем мастерам листочки и сказал: нарисуйте, что вы умеете, что вы знаете, чтобы сохранить орнамент. Он понимал, что это может уйти", – сообщила Джамиля Дагирова.
Кубачинцы и сегодня продолжают следовать художественным традициям. В одном из залов – работы известных дагестанских художников и молодых современных авторов. Еще один ключ к пониманию кубачинцев – "народа одного аула".