"Седьмая симфония": портретное сходство и художественная правда
Новый проект телеканала "Россия 1". 8 ноября – премьера нового сериала "Седьмая симфония". Легендарное произведение Шостаковича было исполнено в Ленинградской филармонии спустя год после начала Блокады. От музыкантов потребовались невероятное мужество, Ведь многие из них были на грани голодной смерти. Концерт стал настоящим подвигом, сплотившим нацию и подарившим миллионам советских людей надежду на Победу.
9 августа 1942 года, на 355-й день блокады Ленинграда, в осажденном городе словно пророчество звучала музыка Победы.
"Гитлер намеревался занять 9 августа 1942 года Ленинград, поужинать в "Астории" и сыграть в завоеванном городе концерт классической музыки. На что руководство СССР ответило указом, что 9 августа 1942 года фашисты не возьмут город, а мы исполним там "Седьмую симфонию" Шостаковича", – напомнил актер Алексей Гуськов.
Партитуру из Куйбышева доставляют на излете самой страшной блокадной зимы. В Ленинграде для поддержания боевого духа оставался лишь оркестр Радиокомитета во главе с Карлом Элиасбергом. Но классический состав – это 40 человек – а симфония Шостаковича требует 80 исполнителей. На первую репетицию пришли 15 музыкантов. Семеро упали в голодный обморок.
Почти документальная сцена – ударника Жоудата Айдарова дирижер Карл Ильич Элиасберг действительно нашел в мертвецкой. Несколько месяцев обессиленных оркестрантов собирали по госпиталям и заводам, вытаскивали музыкантов с линии фронта.
В роли флейтистки Веры Преображенской – Елизавета Боярская. Для нее, рожденной в Ленинграде, эта работа, конечно, больше, чем роль. Болью отзывается каждый такт. "Так сложилось, что я играю на флейте. У нас в институте на курсе Льва Додина было обязательное условие: все студенты должны играть на каком-то музыкальном инструменте. И для этой роли мое умение пригодилось. Поскольку я человек очень дотошный и скрупулезный, мне было важно, чтобы я сама в картине играла свои партии. Я постоянно репетировала дома, всех замучила, дома все уже ходили и насвистывали главную тему "Седьмой симфонии". Хватит! Успокойся, прекрати играть!" – вспоминает актриса.
В этом фильме нет вымысла – история подлинна. Есть художественная правда – в сплетении судеб и трагедий, любовь и предательство, страх и нежность – острые, обожженные, обостренные чувства. А как иначе, когда жизнь висит на волоске?
Портретное сходство с дирижером демонстрирует Алексей Гуськов в роли Карла Элиасберга. Словно бы про него Ростропович сказал: "Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки".
Музыкантам выдавали рассаду капусты – блокадный огород на один съемочный день воссоздали у стен Казанского собора. Снимали на набережных и улицах, во дворах и парадных, как под бомбежками, в плену холода и голода обескровленный, но несломленный Ленинград 1942-го жил. Под чеканящий стук метронома и голос Ольги Берггольц из радиоприемника.
Подвиг, совершенный без оружия: 9 августа 1942 года 7-ю симфонию Шостаковича услышали город и мир. "Говорят, немцы, когда слушали по радио это симфонию, поняли, что проиграют войну, настолько это было сильно. Я в это верю", – отметила Елизавета Боярская.
Ровно 80 минут в блокадном Ленинграде великая музыка звучала и утверждала победу жизни над смертью, а света над тьмой.