"Это успех": дирижер Фабио Мастранджело – о Шостаковиче и Седьмой симфонии
8 ноября в 21:20 на телеканале "Россия 1" состоится премьера многосерийной исторической драмы "Седьмая симфония". Картина режиссера Александра Котта рассказывает о легендарном исполнении знаменитого произведения Шостаковича в блокадном Ленинграде летом 1942 года. В фильме снимались Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко и многие другие.
В преддверии громкой премьеры платформа "Смотрим" продолжает цикл материалов, где известные деятели искусств размышляют о творчестве Дмитрия Шостаковича и его легендарной Седьмой симфонии. "Самый известный итальянский дирижер в России", как сам Фабио Мастранджело скромно говорит о себе, приглашенный дирижер нескольких оркестров и искусный популяризатор классической музыки перенимает эстафету у своих коллег и удивительно тонко и точно рассказывает о музыке одного из самых значительных и в то же время самых противоречивых композиторов в СССР.
- Какие главные черты вы бы выделили в музыке Шостаковича?
- Я думаю, что Дмитрий Шостакович – очень прогрессивный человек, если можно так выразиться. И наблюдать за постоянными изменениями его музыкального стиля невероятно интересно. Есть такое понятие как "trade mark" (торговая марка, или торговый знак), это когда ты слышишь первые три ноты и точно знаешь, что это Бетховен, а это Шуберт. То же самое и с Шостаковичем. Когда звучит его музыка, ты редко можешь ошибиться или перепутать его с кем-то другим. Я думаю, что трудности, с которыми, Дмитрий Шостакович столкнулся в СССР, ему помогли, они его закалили. Я считаю его очень верным себе человеком. Что я имею в виду? Что он не мог предать себя в смысле музыки, а еще он был очень интеллигентным.
- Что за произведение Седьмая симфония, с вашей точки зрения и с точки зрения мировой музыкальной культуры?
- На мой взгляд, Седьмая симфония – это, возможно, не самая лучшая симфония Шостаковича. Это не оскорбление, ни в коем случае. Но мне кажется, что даже Восьмая и Пятая симфонии сильнее, чем Седьмая. Первая и Пятнадцатая – очень мощные симфонии. Седьмая, конечно, имеет очень сильные моменты, но, понимаете, в жизни часто бывает, что все обстоятельства против чего-то, а все равно успех! На мой взгляд, у Седьмой симфонии состоялась именно такая неожиданная победа. Шостакович сумел связать судьбу этой симфонии с тем, что происходило в блокадном Ленинграде. Конечно, символичное исполнение симфонии в 1942 году еще добавило этому произведению значимости.
Тогда перед Карлом Элиасбергом, несомненно, стояла труднейшая задача – поднять оркестр из ничего практически. Но он понял, что это может перевернуть отношение жителей города ко всему происходящему. Я думаю, мы даже не можем представить, что было тогда. Мы слышали, я много читал об этом и смотрел документального кино, но это совсем другое. Когда ты там, когда ты чувствуешь все вокруг. В труднейший момент в жизни страны Элиасберг принял правильное решение. Не важно как, но надо делать. Я думаю, я надеюсь, если бы я был на его месте, то принял бы такое же решение.
- Вы не один раз дирижировали разными оркестрами во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. Какое выступление запомнилось вам больше всего?
- Был один эпизод, когда я исполнял эту симфонию шесть раз подряд в течение трех дней. По два раза в день! Знаете, и это странно. Мы согласились, а потом поняли, что эмоциональное значение исполнения этого произведения просто огромное! Каждый раз после выступления мы выходили мокрыми. Не потому, что было жарко на сцене, а потому, что каждый из нас чувствовал большую эмоциональную нагрузку.
- Мстислав Ростропович отмечал, что в Англии непрерывно растет интерес к творчеству Шостаковича. Как в Италии относятся к творчеству этого композитора?
- Не могу не процитировать слова Валерия Гергиева, которые он мне лично всегда говорит: "Все-таки Россия и Италия – самые близкие страны!". Вот, смотрите, кто дирижировал премьерой Седьмой симфонии в Нью-Йорке 1942 году? Артуро Тосканини, итальянец! Он прочувствовал дух этой симфонии. А ведь трансляция шла по радио NBC, миллионы людей могли послушать эту симфонию. Это был огромный обмен энергией. Каждый раз, когда звучит музыка Седьмой симфонии Шостаковича, это напоминание для людей о том, что у них сегодня все хорошо. Им есть, где жить, дети живы, но не забывайте, что это не сказка, это не кошмар – это было!
Текст: Татьяна Санина // Видео и монтаж: Василий Кузнецов // Smotrim.ru