Выберите регион

Смотрим на

Псковский театр драмы показал на фестивале "Уроки режиссуры" постановку "Смерть Тарелкина"

Молодой режиссер Хуго Эрикссен перенес действие в 90-е годы ХХ века.

Приглашенные режиссеры нередко ставят в Псковском драматическом театре — это тенденция последнего времени. Хуго Эрикссен, выпускник мастерской Римаса Туминаса, был приглашен на постановку после объединения Псковской драмы с Александринским театром. Пьеса "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина давно интересовала Эрикссена — и прекрасно легла на труппу театра. Претерпев некоторые стилистические изменения. Например, время действия — лихие 90-е прошлого века.

Хуго Эрикссен, режиссер: "Я убежден, что смыслы мы никак не исказили, разве что обострили. Сама пьеса по посылу, по энергии довольно взрывная, но написана в несколько архаичной манере. Поэтому я искал эстетический ход, который поможет нам очистить от стилистической шелухи ядро пьесы. А 90-е давали правильную дистанцию временную, возможность посмотреть на это несколько отстраненно и вступить в некую постмодернистскую игру".

Разыграть пьесу Сухово-Кобылина как криминальную историю из 90-х, как будто записанную на кассеты VHS, поиграть с культурными кодами. Оставаясь на временной дистанции — рассказать историю об опьянении властью и о метаморфозе, происходящей с людьми, которым развязывают руки. Накануне показа в Москве заболел артист, играющий Ивана Расплюева. Хуго Эрикссену пришлось самому выйти в этой роли.

Виктор Яковлев, заслуженный артист России: "Хуго очень интересное явление в режиссуре — не побоюсь этого сказать. Совсем молодой парень... При помощи Сухово-Кобылина попытался пристально всмотреться в 90-е годы... Я помню 90-е, а он то совсем не помнит с точки зрения творчества, что такое 90-е.... Но тем не менее он очень точно подметил какие-то вещи".

В роли Тарелкина — артист и рок-музыкант Денис Кугай. Он присутствует на сцене физически и на крупном плане в видео, как бы раздваиваясь в восприятии.

Волосы, тронутые сединой, гнилые зубы, которые Тарелкин, заделавшись Копыловым, спрячет за вставной челюстью, — во время грима хорошо видно, как происходит внешняя метаморфоза героя. С внутренней все обстоит сложнее. Денис признается: ему легче оправдать Яго, чем Тарелкина.

Денис Кугай, актер: "Нужно найти в себе какие-то такие характеристики, которые не у каждого человека есть, и я очень надеюсь, что во мне их нет. И я ищу какие-то квази-представления, что значит быть законченным подлецом, готовым на все, вплоть до инсценировки собственной смерти и подставления близких людей ради сиюминутной выгоды".

В конце пьесы Сухово-Кобылина Тарелкин проигрывает, но вымаливает паспорт Копылова и убирается восвояси. Хуго Эрикссен отказывает герою Тарелкина в любом будущем. Спустя полтора века финал истории гораздо жестче.

Читайте также

Видео по теме