В Новой Третьяковке – расширенная экспозиция работ Таира Салахова
В Новой Третьяковке – расширенная экспозиция работ Таира Салахова. Ее подготовили ко дню рождения одного из основателей "сурового стиля" в искусстве. Репортаж – Юлии Струковой.
Экспозиция Таира Салахова – это история взаимоотношений художника с Третьяковской галереей. Представлена четверть собрания мастера, хранящегося в Третьяковке, – одиннадцать полотен. От самого раннего в коллекции натюрморта "Гладиолусы" – символа начала оттепели – до портрета матери. Он был подарен Салаховым в 2016 году. Здесь же – многофигурные композиции и пейзажи. Значительная часть работ связана с Азербайджаном и Баку. Работают ветряки в "Апшеронском мотиве", сосредоточены и полны надежд "Женщины Апшерона", рыбак отдыхает после трудового дня "У Каспия".
"Наверное, его интерес к Баку и нефтяным приискам был связан с тем, что как раз в его поколение люди начали добычу нефти в открытом море. Поэтому море, нефть, ветер и это ощущение свободы, духа и азербайджанского солнца навсегда в его творчестве слились. Но говорить, что этот художник писал только суровую правду жизни, было бы не справедливо", – заметила заведующая отделом живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской Галереи Наталия Александрова.
Таира Салахова принято причислять к художникам сурового стиля. Но он никогда не воспевал тяжелый повседневный труд. И многие исследователи определяют его творчество как "экзистенциальное проживание жизни" – мужественно и достойно, несмотря ни на какие трудности. Две центральные работы – портреты композиторов. Кара Караев у Салахова – не национальный азербайджанский композитор, а скорее модернист. В начале 60-х он увлекался историей американского джаза. Рядом портрет Шостаковича, который Салахов закончил уже после смерти композитора.
"Я знаю из свидетельств Таира Тимуровича, что Шостакович сидеть не очень мог, и они искали, на что бы он сел: то ли это столик для телефона, то ли для вазы. Оно неожиданно перекликается с Кара Караевым. Но Кара Караев – в раздумьях, а Шостакович – один при всех", – добавила Александрова.
Один из самых известных и любимых публикой детских портретов Третьяковской галереи – портрет дочери Салахова Айдан. Тут ей два года, она сидит на подаренной папой лошадке.
"Мне хотелось бы отметить кредо Салахова: белый, черный и акцент красного. Казалось бы, та трехцветка, которая несет чистую графичность, антиживописность, антииллюзорность происходящего и лицо девочки. Это взгляд не только великого отца, но и великого художника", – отметила Александрова.
Творчество Салахова – специфическое и яркое. Оно сочетает восточный колорит и европейскую живописную традицию. Увидеть работы Таира Салахова в постоянной экспозиции можно будет до 22 января.