24 ноября 2021, 09:29

МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений

  • МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений
  • Картинка
    О развитии МХТ имени Чехова после смены руководства
  • МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений
Завтра новый художественный руководитель Константин Хабенский проведет в театре сбор труппы.

Какой станет программа развития МХТ имени Чехова? Завтра новый художественный руководитель Константин Хабенский проведет в театре сбор труппы. О его назначении на эту должность стало известно 27 октября. Неожиданные кадровые перестановки вызвали горячие обсуждения в театральной среде.

Недавние перестановки в руководстве МХТ стали отправной точкой новой волны споров о том, каким должен быть Московский художественный театр. Как сохранить традицию и одновременно двигаться в будущее? Вопросы вокруг МХТ копились давно. Один из главных драматических театров России, система отцов-основателей которого стала знаменитой во всем мире, всегда вызывал особое внимание.

Алексей Бартошевич, историк театра, театровед: “Художественный театр в 1898 году создавался с целью, которую можно было бы обозначить так – создать театр на уровне великой русской литературы, великого русского романа. Опыт проникновения в человеческую душу, как в ее современном, сегодняшнем виде, так и в каком-то предельном обобщении – вот, на самом деле, подлинная задача Художественного театра”.

По исторически сложившейся традиции, во главе МХТ всегда стояли режиссеры. Исключением стал последний худрук – Олег Табаков. Легендарный актер и талантливый менеджер сделал театр форпостом громких экспериментов, приглашал режиссеров разного мировоззрения, держал баланс между классикой и современной драматургией. Такая идея театра оказалась коммерчески очень успешной.

Марина Брусникина, художественный руководитель театра "Практика", заслуженная артистка России: “Традиция рисковать, традиция делать то, что запрещается. Это традиции театра, именно МХАТа. Просто у всех представление о традициях, что это что-то такое, кружева и жемчуга. И вот это надо сохранять. Почему это? Давайте, сохранять эту традицию, и брать свежую драматургию, рисковать”.

Благородный творческий риск, глубокий поиск, почти всегда коммерческий успех исключают. Что же выбрать Московскому художественному сегодня? В спорах о репертуарной политике театра сломано немало копий.

Евгений Каменькович, художественный руководитель театра "Мастерская Петра Фоменко": “Нас учили, что театр не может быть прибыльным изначально. Нас учили, что тот великий МХАТ шесть раз был на порогах банкротства. Есть какие-то мифы, что Немирович-Данченко два раза становился на колени перед женой, одалживая у нее деньги, чтобы закрыть бреши. Но, мне кажется, вот, Большой театр может быть прибыльным? Вряд ли. Ну, а у нас в драме, МХТ надо как-то оберегать”.

В истории Московского художественного были разные периоды, но всегда он оставался ярким театром, интерес публики к которому никогда не ослабевал. Сейчас МХТ предстоит определиться с новой стратегией своего развития.

Ольга Егошина, театральный критик: “Поскольку сам Станиславский всегда был реформатором, реально, он – реформатор театра. Поэтому, конечно, входит в кровь художественного театра обновление театрального языка. Это необходимое условие его существования. И это как раз обеспечивают молодые режиссеры, которых приглашают. Традиция, когда она живая – это необыкновенно живая вещь”.

Марина Брусникина, художественный руководитель театра "Практика", заслуженная артистка России: “Это исключительно моя точка зрения. Мне кажется, что во МХАТе сегодня не хватает именно взгляда в будущее, в современность, в поиск новых форм, таких, которые, в общем, существуют и ими много занимается молодежь. И это то, чего пока в театре нет. Все-таки в последнее годы он был ориентирован на другое”.

Калейдоскоп вопросов вокруг МХТ копился давно. Теперь на них придется отвечать новому художественному руководителю театра Константину Хабенскому.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация