Выберите регион

Смотрим на

МХТ имени Чехова готовит премьеру спектакля "Вальпургиева ночь"

МХТ имени Чехова выпускает премьеру — спектакль "Вальпургиева ночь" по пьесе Венедикта Ерофеева. Сам автор определял её как трагедию, но режиссёру Уланбеку Баялиеву ближе трагикомический жанр.

Режиссер Уланбек Баялиев считает, сейчас для этой пьесы Ерофеева самое время. Между текстом 1985-го года и сегодняшним днем видит много параллелей.

"Загоняя нас в ощущение страха, загоняя нас в ощущение некой тотальной несвободы, мы ощущаем себя загнанными. И нам нужно кричать об этом, нам нужно кричать и протестовать в этом смысле. Именно творчеством своим. Именно тем, что мы делаем, своим спектаклем. Мы пытаемся сказать, что это неправильно, то что происходит, что мир должен измениться", — считает режиссер.

Герои пьесы — изгои, маргиналы. Действие происходит в психбольнице. Создатели спектакля для этих обстоятельств искали поэтический образ. Хотели придумать пространство, в котором прочитываются разные символы.

Евгения Шутина, художник: "Это и кафедра, и анатомический театр, где идет препарация, только в нашем случае это препарация души Гуревича. В то же время если присмотритесь по планировке это восьмигранник, только усеченный. И мы отталкивались от Шекспировского театра, от театра "Глобус". Потому что у Ерофеева прописано в пьесе, что Гуревич разговаривает Шекспировским ямбом".

Гуревич — главный герой пьесы. Персонаж считается автобиографическим. Для актера Дмитрия Назарова было важно, что в его герое много черт самого писателя. Актер отмечает, с 85-го года, когда была написана "Вальпургиева ночь" наша реальность сильно изменилась, но философские мысли Ерофеева остаются пронзительно точными и сегодня.

Дмитрий Назаров: "Мы сейчас живем внутри благодати, но и не там, а как во чреве мачехи. Вот это бриллиант, эта мысль — бриллиант ерофеевский. Мы живем во чреве мачехи. Или мы живем как у антихриста за пазухой. Вот эти парадоксальные мысли, если о них задуматься, они стоят того, чтобы пройти все эти полгода мучений с этим материалом".

Дмитрий Назаров объясняет, Ерофеев не был драматургом и плохо представлял, что такое театральная технология. В ремарки порой вкладывал больше смысла, чем в текст. Так что работать с этим текстом было очень непросто.

В своем персонаже диктатор этой палаты — Игорь Верник тоже видит черты автора. Работая над спектаклем, артист очень подробно изучил биографию писателя.
"Да, это про людей, которые выброшены из жизни. Да, это про людей, которые спиваются. Да это про людей, которые оказываются в сумасшедшем доме. Психи ли они на самом деле? И да, и нет. Психи ли мы, работающие в театре — и да, и нет", — отмечает актер.

Известно, что замысел Ерофеева был в том, чтобы написать шекспировскую трагедию. Но не такую, где кто-то гибнет, а где гибнут все. В этом спектакле свой финал. В нем есть надежда.

Читайте также

Видео по теме