Друзья и коллеги вспоминают Александра Градского
Александр Градский умер сегодня. Народный артист. Артист, имя и голос которого ассоциировались с рок-н-роллом больше полувека, ещё с тех пор, как слово это раскатистое произносилось тихо или в компании надёжных друзей. Был ли он артистом культовым? Сам он этого точно не стал бы признавать, скорее стал бы протестовать. Но это факт – то, что многие граждане нашей песнелюбивой страны поклонялись ему почти как божеству.
На этих архивных кадрах плохого качества – Александр Градский со своей первой большой группой "Скоморохи". Намного позже певца назовут основоположником русского рока, но тогда это было простым порывом талантливого студента.
Многие в то время называли его "великим и ужасным" за смелость, взгляды и какую-то свою оригинальность. У него было полноценное классическое вокальное образование, но в то же время он исполнял песни The Beatles и Rolling Stones и пел русский рок, когда даже понятия такого не было.
"Для меня рок-н-ролл и думаю, что и для очень многих – это Александр Градский. Вот это настоящий. Он местами интимный, блюзовый, джазовый, какой хотите. Филигранное владение голосом, невероятность октав, присущая только его связкам", – заметила певица Лолита Милявская.
Запрещенный тогда рок-н-ролл, стилистические эксперименты, классика – все это легко уживалось в Градском. Он первым из рокеров не только вышел на эстраду, но и попал в кинематограф. В 23 года написал музыку к "Романсу о влюбленных" Кончаловского и после такого заметного старта задержался в кино надолго.
В то время Градский уже собирал стадионы, на своих концертах отвечал на вопросы из зала, для записок на сцене всегда стояла коробка. И одним из самых частых вопросов был про его редкий диапазон в три с половиной октавы.
Эту песню Пахмутовой и Добронравова исполняли многие, но только Градский сделал ее хитом. Кстати, изначально она была другой, третий куплет композитор изменила по просьбе музыканта, подняла на октаву выше. Вообще, во всем, что касалось музыки, он не терпел компромиссов. Ушел с концерта группы "Аэросмит", потому что солист не попал ни в одну ноту. Для Градского не было авторитетов, только он сам.
"Воспринимал он меня достаточно тепло и иронично, подтрунивал надо мной по поводу того, что я не умею петь, что было правдой, петь я не умею. Остались воспоминания, как о светлом, добром, ироничном человеке. Грустно", – заметил музыкант Константин Кинчев.
"Он всегда был очень справедливым и очень ненасытным относительно того, что касалось музыки. Он писал, постоянно писал, он что-то делал, сочинял. Он был всегда при деле и в деле", – отметила народная артистка России Лариса Долина.
Несмотря на всесоюзную славу, выпуск пластинок Градского часто откладывался. В песнях слышали критику советского строя ... и иногда отменяли и гастроли. За рубеж он выехал только в 88-ом. Тогда же спел на сцене Большого театра: партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова "Золотой петушок".
"Когда произошла премьера, в конце на поклонах Александр вышел, когда были его индивидуальные поклоны, он вышел и снял с себя плащ Звездочета и остался в джинсовом костюме. И это был его первый и последний спектакль в Большом театре", – поделилась певица Елена Заремба.
Овации тогда длились 25 минут. Фирма "Мелодия" после этого выпустила практически полную коллекцию записей артиста, а сам он задумался о своем театре, но прежде чем появился "Градский-холл", прошло 20 лет. А пока он исполнял и писал самые разные песни: от комсомольских до романтических, писал рок-оперы и балеты, а на частые слова о том, что он "патриарх русского рока", всегда отмахивался.
"Мы как слушатели осиротели, хотя спасибо носителям, в этом смысле он заслужил вечность", – добавила Милявская.