"Птица Феликс" – премьера в театре "Современник"
Столичный театр "Современник" от рождения демонстрировал публике, что далеко не об одной только современности здесь всегда будет идти речь. Разговор всегда актуальный – это да. Также вполне актуальна пьеса "Птица Феликс", которую поставил здесь под музыку композитора Александра Маноцкова режиссёр Олег Глушков.
Материал её, правда исторический – это коротко изложенная за пару часов жизнь княжеского рода Юсуповых за три сотни лет. Она актуальна от того, что очень поучительна. А изложение очень театрально! Почти балаганно театрально. Такова манера режиссёра Олега Глушкова, но об этом мы ещё поговорим.
Шутник и карнавальщик, примерный сын и любящий брат, сумасброд и филантроп младший в роду Юсуповых Феликс Феликсович с братом Николаем – совсем не на птице-тройке, а по таким узнаваемым русским дорогам. Путь длиной в три столетия: со времен Ивана Грозного до начала XX века, именно столько династии Юсуповых.
"Эта работа довольно фантазийная, я не могу сказать, что мы здесь все переврали или нарушили. Ничего не врали, ничего не нарушено. В спектакле создается художественный воздух, в котором интересно это переплетать", – пояснил режиссер Олег Глушков.
Феликс Юсупов – личность эпатажная. Примерял женские наряды, играл в театре, любил быть в центре внимания, интриг и слухов. Чтобы более полно понять сущность Феликса, актерам пришлось погружаться в его воспоминания.
"Спасала книжка его, мемуары. Я каждый раз еду на репетицию, читаю в метро, залипаю, в тот мир погружаюсь", – признался актер Степан Азарян.
"Птица Феликс" – эксперимент для "Современника". Впервые опера – в исполнении драматических актеров. В ней смешались разные стили, жанры и направления. Получилась своеобразная эклектика.
"Там есть стилистические игры. Юсупов, который из XVIII века с Екатериной поют какую-то инвенцию каноническую – это что-то такое рококошное, в каких-то эпизодах пролетает кусок из Даргомыжского, в каких-то из Рахманинова, в каких-то начинается серийная музыка, которая приблизительно тогда и появилась", – пояснил композитор Александр Маноцков.
В спектакле переплетаются темы противоречивой России, жестокости власти, любви и ненависти. Род Юсуповых – словно птица Феникс – постоянно возрождался. Не вынес только революции.
В XVIII Феликс Юсупов эмигрировал во Францию и больше не возвращался. Накопленные веками богатства целого рода остались в России.
"Настолько они были богатые, что в Архангельском у каждой рыбы в пруду были серебряные кольца на жабрах. Я до сих пор не понимаю, почему байопика не сняли про Феликса Юсупова. Мне кажется, это перебило бы "Игру престолов", – пояснил актер Илья Лыков.
Финал – сцена Пасхи в далеком Париже По холмам бежит фанерная курица на крутящихся ножках. Холмы – это наша Русь, по которой бежит курица, как говорят создатели спектакля.