20 декабря 2024, 18:35 20 декабря 2024, 19:35 20 декабря 2024, 20:35 20 декабря 2024, 21:35 20 декабря 2024, 22:35 20 декабря 2024, 23:35 21 декабря 2024, 00:35 21 декабря 2024, 01:35 21 декабря 2024, 02:35 21 декабря 2024, 03:35 21 декабря 2024, 04:35

Ретроспективную выставку Ивана Хруцкого открыли в Москве

  • Картинка
  • Ретроспективную выставку Ивана Хруцкого открыли в Москве
  • Картинка
    Ретроспективную выставку Ивана Хруцкого открыли в Москве
  • Ретроспективную выставку Ивана Хруцкого открыли в Москве
Она включает произведения из более чем 15 российских музеев и собрания Национального музея республики Беларусь.

"Айвазовским цветов и плодов" называли Ивана Хруцкого. Художник снискал в XIX веке славу главного в России мастера натюрморта, хотя писал и портреты, и жанровые сцены. Выставку "Гимн "тихой жизни" Ивана Хруцкого" в фонде IN ARTIBUS осмотрела Алия Шарифуллина.

"Скажем без преувеличения, что плоды Хруцкого действительно возбуждают аппетит, вы словно чувствуете запах пушистого персика, ваши слюнные железы атакуются при виде разрезанного лимона. Кажется, протянешь руку и возьмешь их со стола" – так писали об искусстве Ивана Хруцкого его современники. Действительно, любуясь натюрмортами этого художника, можно почти ощутить физические свойства каждого из изображенных предметов: их плотность, тяжесть, мягкость, гладкость. Пытаться расшифровать "цветы и фрукты" Хруцкого, подобно голландским натюрмортам, не стоит. Его полотна – это всегда про жизнь и только. "Иван Хруцкий – тот представитель реалистичного метода, реалистического искусства, который с особой любовью относился к жизни, поэтому название проекта отражает идею самой жизни и судьбы Ивана Хруцкого. Гимн "тихой жизни", – рассказала генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Анна Кононова.

И сегодня Хруцкий представляется публике в первую очередь виртуозом натюрморта. Но его интересы и художественные возможности были гораздо шире изображения даров природы. Уроженец Витебской губернии Хруцкий считал себя специалистом в жанре пейзажа и, отправляясь в Петербург, по собственному мнению, нуждался лишь в незначительной огранке своего мастерства. В столице Российской империи он стажировался в Академии художеств, проводил многие часы в Эрмитаже, копируя голландские и фламандские полотна императорской коллекции. "Он пытался Эрмитаж передать в средний класс для того, чтобы людям, которые не могут попасть в Эрмитаж, преподнести своего рода резюме. Он всё срисовывал досконально. Его даже упрекали в этом, потому что уже время романтизма, время фантазии, каких-то недоделанностей, а он тратит время на тщательность. Такое воспитание!" – поделился искусствовед, куратор выставки Сергей Кузнецов.

Его картины хвалила пресса, сложился круг частных заказчиков и поклонников. Хруцкий много участвовал в выставках, неоднократно получал медали. Но несмотря на успех, сопутствовавший ему в Петербурге, в 1844 году художник покинул столицу. На заработанные деньги он купил имение "Захарничи". Образ бревенчатого усадебного дома художника лег в основу архитектурного решения выставки. "Последний раз выставка этого художника была больше 10 лет назад в Третьяковской галерее. С тех пор пристального внимания к нему мы не видели. Но для нас эта выставка очень важна. Она относится к магистральному направлению деятельности нашего фонда. Мы часто говорим, что в искусстве нас интересует пересечение школ", – сказала президент фонда IN ARTIBUS Инна Баженова.

Это первая масштабная ретроспектива художника, включающая произведения из более чем 15 российских музеев и собрания Национального музея республики Беларусь. Несмотря на такой охват, выставка камерная: наследие художника довольно широко рассеяно на всем пространстве бывшей Российской империи от Кракова до Красноярска. Что-то хранится и в частных собраниях в США, Германии, Великобритании. За работами Хруцкого сегодня охотятся на аукционах. Гимн "тихой жизни", удовольствие от нее ценится как никогда.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация