Живопись и графику Георгия Траугота выставляет галерея Île Thélème
Живопись и графику Георгия Траугота выставляет галерея "Иль Телем". Здесь представлено более ста произведений мастера, в том числе и редкие работы 20-х годов. Траугот – яркий представитель ленинградской школы, но даже среди единомышленников его творчество стоит особняком. Почему о забытом художнике нужно знать больше – расскажет Алия Шарифуллина.
Большой мастер живописи и графики, участник многочисленных групповых выставок, Георгий Траугот в какой-то степени остался в тени своей эпохи. Его единственная прижизненная персональная выставка состоялась в ленинградском Доме писателя в 1958 году. Тихий художник с негромким, но самостоятельным голосом создавал свои картины, когда главным направлением в живописи был соцреализм, а ленинградские маркисты, к которым он себя относил, не получали внимания и поддержки публики.
"Так или иначе, проживание. Или пейзажи, или проживание дня какого-то. И это отличает ленинградских художников. Это, конечно, лишённая на политической повестки искусство, лишенное социальной повестки искусства", – говорит руководитель Фонда сохранения \творческого наследия семьи Траугот Микаел Давтян.
Траугот – яркий представитель Ленинградской школы. Художественное образование получил во Вхутеине. Его учителями были Петров-Водкин, Рылов, Савинов. У Алексея Карёва, начинавшего свой путь в иконописной мастерской, Траугот научился слышать и передавать на полотне отзвуки русской фрески.
"Самое ценное, я думаю, что это в построение пространства, наполненное светом. То есть это свето-форма, которой говоря в XX веке, в 20-е годы мечтали все художники. Все как бы были озарены этой задачей ощущения свето-формы. То есть большого пространства, наполненного светом", – отмечает куратор выставки, директор музея "Царскосельская коллекция" Александр Некрасов.
Во время войны одной из самых значимых тем в его искусстве станет Ленинград. Художник стал мастером особого жанра и направления, о котором не так часто вспоминают — блокадного пейзажа. В самое тяжелое время Трауготу удалось отразить в своей мягкой, чуткой живописи живое сердце города. Он говорил, что "пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи". Любил работать параллельно в двух техниках. Считал, это расширяет гамму впечатлений от натуры.
"В живописи он больше стремился к какой-то мягкости, растворенности и даже в какой-то степени отсутствие как таковой краски. То есть у него нет краски, у него есть цвет. А в акварели он идёт в эксперимент и больше степени рискует. И этот риск даёт нам какую-то всегда остроту, неожиданность", – поясняет Александр Некрасов.
Работы Траугота находятся в собраниях Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, частных коллекциях России и зарубежья. И это первая масштабная выставка художника. Здесь более ста произведений живописи и графики, охватывающих разные периоды его творчества: от редких работ 20-х годов до зрелых произведений.