115 лет со дня рождения легендарного кинооператора Романа Кармена
Стая японских воздушных хищников приближается к китайскому городу Гуйлину, столице провинции Гуанси. Это кадры начала японо-китайской войны, их снимает Роман Кармен. В его руках — легкая камера Аймо. По воспоминаниям оператора она часто барахлила — слишком сильным был износ механизма. Ведь именно на эту камеру он уже запечатлел начало гражданской войны в Испании, где работал вместе с писателем Михаилом Кольцовым.
Алексей Голубев, главный редактор сайта #МузейЦСДФ: "По возвращению Кольцов что-то понял, понял ту опасность, которая существовала. И он искренне посоветовал Роману Кармену найти возможность на время уехать из Москвы. Уехать в какую-нибудь далекую экспедицию, где он будет недосягаем, потому что террор, который начался, распространялся и на бывших участников испанских событий".
В Китай Кармен приехал в сентябре 1938-го. Провел там ровно год, отснял три тысячи метров пленки. Наиболее интересные съемки он сделал в так называемом пограничном "советском" районе, подконтрольном коммунистической партии Китая на границе трех провинций.
С января 37-го Центральный комитет Компартии Китая разместился в городе Яньань. Роман Кармен снимал лидера партии Мао Цзэдуна не только во время выступлений на митингах, но и в домашней обстановке. Дневные съемки — постановка. В личной беседе товарищ Мао рассказывал оператору о том, что работать любит по ночам. Кармена интересовали не только боевые действия, но и быт.
Виктор Доброницкий, оператор: "Самое острое, самое острое его интересовало. Самое острое. Он был и режиссером, и оператором одновременно, и автором. Он был удивительным организатором и пробивал свои темы".
Особое внимание Романа Кармена привлек город, построенный в Лёссовых пещерах Яньани. Для самых маленьких здесь были организованы ясли. Дети за обедом совсем не обращали внимание на киноаппарат, замечал оператор. Кстати, визит Кармена в местную кооперативную столовую запомнился надолго. Вместо традиционных старинных названий в меню появились курица "Партизанская", суп "Антияпонский фронт", капуста жареная "Все на борьбу с японцами".
Увлекающимся кооператорам "вправили мозги", и меню снова приняло свой обычный вид.
Нина Ярошевич, редактор сайта #МузейЦСДФ: "Роман Кармен был не просто оператор, он был оператор-журналист, то есть он предвосхитил будущее хроники. И будущее документалистики".
Заметки Романа Кармена вышли отдельным изданием в СССР в 1941 году, а в сентябре прошлого года они были переведены на китайский язык. Но переводчик замечает, читающим книгу стоит пересмотреть кинохронику, снятую советским оператором. Материал Кармена вошел в три документальные ленты о японо-китайской войне.