Выберите регион

Смотрим на

Эдвард Клюг поставил в Большом театре балет "Мастер и Маргарита"

Клюг не пересказывает роман, он сделал историю о любви, которая выходит за привычные рамки. В которой есть одна неразгаданная тайна.

Большой театр представляет мировую премьеру балета "Мастер и Маргарита". Перенести на сцену роман Михаила Булгакова рискнул известный европейский хореограф Эдвард Клюг. О танцевальной версии сложного, полного мистики, произведения – Елена Ворошилова.

Герои "Мастера и Маргариты" встали на пуанты. Большой не испугался мистицизма булгаковского романа. Пригласил на постановку Эдварда Клюга, который превратил сцену Большого в огромный бассейн. Это пространство придумал вместе с Марко Япелем. Здесь, как в романе Булгакова, переход из реального в ирреальное – все на глазах зрителей. Воланд встретит Берлиоза и Бездомного. Аннушка прольет масло. Голову Берлиоза отрежет трамвай.

"Мы придумали пространство, которое определяет места, заявленные в романе. Бассейн превращается в санаторий, больницу, улицу, варьете", – пояснил сценограф Марко Япель.

Булгаков писал роман 12 лет. Эдвард Клюг вынашивал идею семь. Хотел поставить балет в Цюрихе, но книгу Булгакова там не знают. А дальше мистика: в Цюрихе Клюг поставил "Фауста" Гете, потом получил приглашение сделать в Москве "Мастера и Маргариту". Макет с бассейном в Большом приняли не сразу. Но у Клюга был свой аргумент. "Я понимал, что поставить роман невозможно, как и показать места действия книги. Поэтому мы придумали единое пространство бассейна", – рассказал хореограф Эдвард Клюг.

А еще двери, которые, как порталы, ведут в новые места, к новым героям. Вот нэпмановская Москва: дом литераторов, театр Варьете с сеансом черной магии с отрыванием головы конферансье, денежного дождя и салона парижской моды. И вот площадь Ершалаима. Денис Савин проживает не только историю Мастера, но и героя его романа – бродячего философа, отправленного на казнь. Партия, над которой работа не заканчивается с премьерой.

"На протяжении всего времени, надеюсь долгого, что спектакль будет идти, я буду продолжать искать, что-то открывать для себя, добавлять", – поделился премьер Большого театра, заслуженный артист России Денис Савин.

В балете – музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара, который дописал недостающие фрагменты. Ольга Смирнова перетанцевала все партии принцесс и романтических героинь, но о Маргарите Булгакова даже не мечтала. Как не могла и представить, что получится роман Булгакова рассказать языком танца. Самыми сложными для балерины стали сцены полета и бал Сатаны.

"Были очень разные идеи, задумки у хореографа. Пробовали по-настоящему летать, использовать спецэффекты. Эта сцена до последнего собиралась, и только на последнем прогоне стало понятно, как она выглядит", – сообщила прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова.

Клюг не пересказывает роман. Он сделал историю о любви, которая выходит за привычные рамки. В которой есть одна неразгаданная тайна. Эдвард Клюг: "Лично я был впечатлен не любовью Маргариты, а ее желанием поддержать искусство Мастера и пойти на любую жертву – даже продать душу дьяволу".

И не только в Большом. Через неделю, по соседству, в Театре Наций еще одна Маргарита будет спасть творение своего Мастера.

Читайте также

Видео по теме