Москва. Кремль. Путин 5 декабря 2021, 12:19 5 декабря 2021, 13:19 5 декабря 2021, 14:19 5 декабря 2021, 15:19 5 декабря 2021, 16:19 5 декабря 2021, 17:19 5 декабря 2021, 18:19 5 декабря 2021, 19:19 5 декабря 2021, 20:19 5 декабря 2021, 21:19 5 декабря 2021, 22:19
  • Павел Зарубин

Жесткий разговор и удар по столу: Путин дал наказы после аварии на шахте

  • Картинка
  • Жесткий разговор и удар по столу: Путин дал наказы после аварии на шахте
  • Картинка
    Давайте разберемся: Путин назвал причины аварии на "Листвяжной"
  • Жесткий разговор и удар по столу: Путин дал наказы после аварии на шахте
Кремлевские залы видели много событий, но этот разговор после аварии на "Листвяжной" точно один из самых жестких и драматичных за последние годы. И президент России Владимир Путин сразу дал понять, что предстоит детальный разбор: ведь 11 лет назад была тяжелая трагедия на "Распадской", которая потребовала принять серьезные решения.

После трагедии на шахте "Листвяжная" Владимир Путин дал понять, что впереди жесткий разговор, чтобы максимально снизить вероятность таких катастроф в будущем. 2 декабря 2021 года это напряженное совещание состоялось в первом корпусе Кремля.

У Путина с собой папка документов. Через несколько минут выяснится, что в ней – первые результаты расследований от Генпрокуратуры и Следственного комитета. Но первое и самое важное – помочь родственникам погибших и пострадавших.

"Детально разобраться в каждом конкретном случае, – отдает распоряжение президент России. – Там и обучение детей, и кредиты. Там много вопросов житейских. Только без всяких лишних формальностей, просто исходить из реалий, которые складываются в жизни, чтобы реально людям помогать, поддержать их в эту трудную минуту".

Кремлевские залы видели много событий, но этот разговор точно один из самых жестких и драматичных за последние годы. И Путин сразу дал понять, что предстоит детальный разбор: ведь 11 лет назад была тяжелая трагедия на "Распадской".

"Мне докладывали, естественно, после того как были приняты соответствующие решения в 2010 году, что все поручения выполнены. Надо посмотреть, как они выполнены, что конкретно сделано и как это сделано. Давайте вот с этим разберемся", – предлагает Путин.

И одним из первых Путин предоставляет слово главе Ростехнадзора – ведомства, что должно контролировать безопасность труда на особо опасных производствах, а значит, предотвращать ЧП. Но весь доклад почему-то свелся к рассказу о возможных причинах аварии, а не к тому, что было сделано для ее недопущения. Путин слушал, а параллельно подчеркивал что-то в своих бумагах. И вскоре выяснилось, что и в какой именно.

"У меня соответствующий документ, он пришел из Следственного комитета, – анонсирует глава государства, а затем начинает зачитывать. – "Установлено, что руководством шахты систематически принимались меры к сокрытию фактов чрезмерной загазованности шахты метаном. Результаты работы датчиков токсичных газов фальсифицировались".

А генеральный прокурор сообщил, что нарушения на шахтах Кузбасса повсеместны, при этом никто толком за этим, оказывается, не следит.

"Инспекторами сняты с контроля предписания об устранении 2,5 тысячи нарушений, даже не выходя из кабинета", – подчеркивает генпрокурор Игорь Краснов.

"Уполномоченными сотрудниками Ростехнадзора проверки на шахте также не проводились, меры к приостановке работ не принимались", – цитирует Путин и задает вопрос. – Что касается работы Ростехнадзора, Александр Вячеславович, как вы прокомментируете то, что докладывается мне Следственным комитетом?"

"Что касается всех высказанных в наш адрес претензий, пофамильно будут проведены служебные проверки, люди отстранены от работы и уволены, отчитался глава Ростехнадзора Александр Трембицкий. – Что касается приостановки или неприостановки, я не хочу и не имею никакого права здесь оправдываться. Работа проводилась в общем, в том числе и по угольным шахтам Кузбасса Не как оправдание, но в то же время очень тяжело найти действительно квалифицированные кадры, тем более на такие специфические работы, как горные и подземные работы".

"Да, найти сложно, я понимаю, но все-таки исполнять свой долг нужно всем. В соответствии с законом и инструкциями, иначе невозможно работать. Мы же теряем десятки людей", – реагирует на это Путин.

Все совещание собственники шахты просидели глазами в пол. На этом совещании Путин отдельно предлагает бизнесменам "прокомментировать" только что обнародованные факты.

"К великому моему сожалению, я не могу сегодня прокомментировать и не имею на это права, – говорит гендиректор холдинга "СДС-Уголь" Геннадий Алексеев. – Готов без каких бы то ни было возражений принять все, что было сказано. Что касается шахты "Листвяжная". Абсолютно все внешние факторы официальные показывали, что там все замечательно. Мы все эти дни проводили дотошно внутреннее согласование всех затрат – у меня за подписью всех есть документ. Один миллиард 475 миллионов рублей было затрачено на вопросы промышленной безопасности, охраны труда. К сожалению, вынужден признать, что это была только кажущаяся стабильность, потому что гибель 54 человек катастрофически пресекает все бывшие достижения и победы. В завершение еще раз хотел принести свои извинения и склонить голову. Готов понести все наказания".

"Прокуратура и Следственный комитет дадут правовую оценку всем действиям всех должностных лиц. Я услышал то, что вы сказали", – отвечает на это покаяние Путин.

Далее Путин обращается к председателю совета директоров компании "СДС-уголь". Эта компания сама себя позиционирует "одним из лидеров угледобычи в России".

"Совет директоров как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности, или только деньги считает?", – интересуется Путин.

"Я не снимаю с себя никакой ответственности за происходящее. Это страшная трагедия, это боль. Все необходимые финансы всегда выделялись, оборудование покупалось самое новое, самое современное. На шахте, как я считал, существует трехступенчатый контроль. Оказывается, что человеческий фактор все это перечеркнул. Еще раз хочу сказать, что я готов понести любую ответственность. Людей сейчас не вернуть. Это все очень больно и страшно, поэтому я больше ничего не могу сказать. Извините", – отвечает председатель совета директоров компании Михаил Федяев.

"Конечно, Следственный комитет, прокуратура, как я сказал, будут с этим разбираться подробно. И никаких огульных обвинений, наездов, как в народе говорят, никто допускать не будет. Но все-таки, когда говорится "систематические меры к сокрытию факта о чрезмерной загазованности, фальсифицировались эти данные", ведь кто-то это делал? Зачем? Чтобы побольше там угля добыть и на экспорт отправить? Зачем? Результат-то какой трагический! Теперь все сидим и все головы опустили".

Путин сам неоднократно вспоминает про трагедию на шахте "Распадская" 11 лет назад. Тогда были приняты важнейшие решения по ответственности собственников шахт.

"Чтобы создать условия, при которых им выгодно будет вкладывать деньги в реальную безопасность, а не в бумажную", – подчеркивал тогда Владимир Путин.

Определенных результатов явно удалось добиться: на протяжении 11 лет на шахтах в стране не было ни одной крупной катастрофы, хотя ранее трагедии происходили чуть ли не ежегодно. Но сейчас, после новой трагедии, конечно, встал вопрос: всё ли исполнено? Президент России обращает внимание на справку правительства, в которой все пункты значатся исполненными.

"Нет ни одного пункта, где было бы написано "не исполнено" или "исполнено частично" – все исполнено. Совершенно очевидно, что есть вопросы по поводу качества исполнения или вообще исполнения этих поручений", – констатирует Путин.

Одно из поручений 2010 года касалось того, чтобы убрать дикие перекосы в начислении зарплат шахтеров, когда их бОльшая часть зависела исключительно от объема выработки. А, значит, подгоняла трудиться в любых, даже самых опасных условиях. Тогда было поручение – сделать все наоборот. Довести рост условно-постоянной части заработной платы до 70% как минимум. Об этом тоже говорил Путин в 2010 году.

"Доложили, что все исполнено, решение принято: 70 на 30. Структура этих 70 какова? Вот в чем вопрос", – спрашивает глава российского государства.

Это был вопрос к министру труда. Он объяснил лишь, что решение про 70% постоянной зарплаты давно принято, но вот как контролируется исполнение – не пояснил.

"Чтобы усилить государственный контроль за соблюдением такого рода соглашений, нам потребуется внесение изменений в Трудовой кодекс и наделение этими полномочиями Роструда", – отметил министр труда и соцзащиты Антон Котяков.

"Не могу сказать, что вы предоставили глубокий анализ. Я не удовлетворен вашим ответом", – отмечает Путин.

Но детальный анализ на совещании прозвучал. Его провел Путин, зачитавший документы, что были приняты чиновниками про то самое повышение основной части зарплаты шахтеров до 70%.

"И все вроде бы хорошо, но это вроде бы. А если посмотреть в структуру того, что там написано, что же это за "условно-постоянная составляющая"? Часть включает в себя в том числе оплату по сдельным расценкам, в том числе сдельный приработок. А это что означает? Это позволяет фактически привязать оплату труда шахтеров к количеству добытого сырья – вот к чему это ведет в практическом плане, в жизни. Кроме того, условно-постоянная часть включает доплаты за работу во вредных условиях, что очень важно. Тот, кто писал, прекрасно понимал, что делает! Это в совокупности создает экономические стимулы для шахтеров пренебрегать требованиями безопасности, и обвинять их в этом нельзя. Людям семьи кормить нужно, они рискуют. А мы все вместе должны создать такие условия, чтобы не было необходимости рисковать. В этом был смысл наших решений в 2010 году".

Удары кулаком по столу президент позволяет себе крайне редко. Но это совещание по понятным причинам было максимально наэлектризованным. Путин требует исключить из постоянной части зарплаты выплаты, зависящие от выработки.

"Вот что надо сделать, – решает Путин. – И здесь уже нельзя думать ни о доходах собственников, ни о других доходах. Думать о безопасности и о жизни людей нужно – вот что нужно поставить во главу принимаемых нами решений".

Глава профсоюзов работников угольной отрасли обратил внимание Путина и на еще одну изощренную игру словами – по закону, профсоюзы "имеют право проверять условия труда".

"А работодатель обязан его пустить или нет? – поинтересовался глава Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. – Работодатель его не пускает на шахту".

"Я помню нашу дискуссию в 2010 году, что профсоюзы сплошь и рядом будут останавливать предприятия. Да не будут они этого делать, Мохначук прав. Шахтеры работать должны, деньги зарабатывать. Что, они будут по любому поводу и без повода останавливать работу предприятия, что ли? Нет, конечно", – уверен президент.

Путин также потребовал повысить и зарплаты инспекторам Ростехнадзора не ниже среднего денежного содержания администрации шахт, чтобы стимулов достойно выполнять свою работу у них было больше. Будут приняты и еще важные решения по обеспечению безопасности работы шахт.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация