В Центральном музее Вооружённых Сил проходит выставка "Нюрнберг. Начало мира"
Александр Никонов, директор Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации: "Вот эти работы были приобретены музеем в 1972 году, и хранились. Мы их не показывали".
Речь о "Черной коллекции" советского графика и иллюстратора Николая Жукова, который создал портреты подсудимых Нюрнбергского процесса. Художник был на процессе лично. 40 дней он делал зарисовки как в самом зале заседаний, так и в кулуарах. Его рисунки известны всему миру, их публиковали много. Но вот эту серию, сделанную позже, на черной бумаге белой пастелью — никогда.
Наталия Осипова, автор идеи выставки и руководитель проекта "Нюрнберг. Начало мира": "Художник смог подойти к той самой грани — это максимально близкое приближение к злу, и вглядеться в него очень внимательно. Это та самая линия — последняя линия обороны, на которой находились нацисты, и к которой подошли художники с этим своим острым карандашом и вгляделись в эти лица. И вот эту свою эмоцию, впечатление, ужас, презрение, омерзение они передали. Мне кажется, это очень важно то, что они сделали".
Сделать из этого больше, чем выставку портретов, решила медиагруппа "Россия сегодня". К 75-летию этого главного судебного процесса ХХ века запустила отдельный портал "Нюрнберг. Начало мира". Часть материалов оттуда — на стендах, комментирующих каждый портрет в экспозиции. Здесь пункты обвинения, доказательства вины, слова преступников в попытке оправдаться, приговор и описание судьбы каждого после процесса.
Дмитрий Киселев, генеральный директор МИА "Россия сегодня": "Эти люди проповедовали расовую теорию, ничего подобного в интернациональном Советском Союзе не было. Вот эта расовая теория нашла свое высшее выражение в нацизме, в этих печах, крематориях, геноциде. И мы видим этих людей, которые потерпели историческое поражение. И вот это историческое поражение нужно зафиксировать во многих поколениях, которые пережили войну".
На сайте проекта, к которому отсылает QR-код рядом с каждым портретом — ещё больше документов, фотографий, кинохроник. Много свидетельств от первого лица, которые создатели проекта искали и находили не только в российских, но и в зарубежных архивах, изучающих наследие Нюрнберга.