Российские и итальянские ученые исследуют фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря
Этот электронный сканирующий микроскоп позволяет изучать артефакты с помощью одного из самых современных методов исследования. Составить более полную картину о предмете. Такой способ изучения архитектурных памятников развит в Европе. В России пионером в этом направлении стал Институт археологии Российской академии наук. Ученые впервые исследуют фрагменты домонгольских фресок Георгиевского собора.
Памятник древнерусской архитектуры домонгольского периода, первый храм, о котором известны не только имя заказчика, но и зодчего и прораба в одном лице. Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде был заложен в 1119 году по велению князя Всеволода Мстиславовича, внука Владимира Мономаха. Строил его мастер Петр. В начале XIX века во время поновления церкви практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен.
"В XIX веке считали, что фрески страшные, закопченные. Реставрировать они их не умели и считали, что живопись начала XIX века – современная, а старое сохранять не нужно", – рассказал главный научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Владимир Седов.
Тогда росписи не просто срубили, их положили в качестве основания под новый пол храма. Позже, в начале ХХ века, отдельные фрагменты, конечно, находили при раскопках, но настоящую находку обнаружили семь лет назад во время экспедиции под руководством Владимира Седова. "Мы достали какие-то необыкновенные десятки тысяч фрагментов фресок. Представляете, что такое фрагменты фресок? Это небольшие куски от таких, а большинство вот таких. Получилось так, что новый памятник, которого не было, поднялся на поверхность", – пояснил Владимир Седов.
Руководит лабораторией, где изучают домонгольские фрески, итальянка Алессандра Джумлиа-Маир. Подобными исследованиями она занимается всю жизнь. Участвовала в различных проектах в Великобритании, Германии, Китае. "На примере двух кусочков фресок мы видим разные техники нанесения краски. На первом – частые мазки. Плотное нанесение краски. Много цветов: темно-синий, светло-голубой, даже желтый. Без микроскопа ничего этого не видно. На другом фрагменте – совершенно иная технология. Тонкий слой известки. Много кварца. На примере этих двух кусочков мы можем говорить о разных рецептурах. Пока мы не знаем, это разные художники или разное время. Мы изучаем", – сообщила заведующая лабораторией архитектурной археологии и изучения архитектурных памятников Алессандра Джиумлиа-Маир.
Исследование началось летом. Проект рассчитан на три года. В процессе работы одновременно составляется и каталог. Пока изучено несколько десятков фрагментов. Также сделаны замеры внутри собора. Это позволит сравнить фрагменты фресок, которые обнаружили при раскопках, с фресками, которые уцелели на стенах храма. Сейчас, изучив небольшую часть артефактов, ученые подошли к первым предварительным результатам – из чего состояли древнерусские краски. А в будущем надеются узнать более точную технологию их нанесения.