19 декабря 2021, 19:33 19 декабря 2021, 20:33 19 декабря 2021, 21:33 19 декабря 2021, 22:33 19 декабря 2021, 23:33 20 декабря 2021, 00:33 20 декабря 2021, 01:33 20 декабря 2021, 02:33 20 декабря 2021, 03:33 20 декабря 2021, 04:33 20 декабря 2021, 05:33

"Азбука шедевра" — новая выставка в музее Новый Иерусалим

  • Картинка
  • "Азбука шедевра" — новая выставка в музее Новый Иерусалим
  • Картинка
    Музей «Новый Иерусалим»
  • "Азбука шедевра" — новая выставка в музее Новый Иерусалим
Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими всё (это слова Виктора Гюго): цифрой, буквой, нотой. Художники, ущемлённые этим заявлением, должны бы требовать добавить в этот список цвет, это тоже ключ к познанию. А роль цифры и буквы они всегда ценили.

По буквам русского алфавита разложили русское искусство в подмосковном художественном музее Нового Иерусалима. На выставку под названием "Азбука шедевра" сюда свезены произведения выдающихся живописцев из трёх десятков региональных музеев России. Такое название как "Русская живопись от А до Я" тоже вполне сгодилось бы.

123 работы. 81 художник. Исключительно на основе региональных коллекций "Азбука шедевра" раскрывает всю полифонию русской живописи XIX-XX веков. Организаторы намеренно ушли от классической концепции подачи материала.

Василий Кузнецов, генеральный директор музея Новый Иерусалим: "За нами стоит Малевич, супрематизм 15-го года из Ивановского художественного музея и рядом мы наблюдаем работу из Тульского художественного музея Жуковского. И мы можем рассмотреть, как менялась история русского искусства и как менялись направления в русской живописи".

От Калининграда до Владивостока. Шедевры, малознакомые широкой публике, есть почти в каждом региональном музее. Например, Красноярский художественный музей имени Сурикова знакомит с картиной Василия Кандинского "Импровизация 209″.

Владимир Лузан, директор Красноярского художественного музея им. В. Сурикова: "Здесь мы можем наблюдать какие-то архитектурные элементы, и в том числе можем представить себе то, что это фигуры людей, которые поднимаются и очевидно стремятся к чему-то высокому".

Художник исследовал взаимосвязь между звуком, цветом и формой, создавая абстрактные полотна как отражение музыки. Василий Кандинский воспринимал цвета, как клавиши, а душу называл многострунным роялем. По мотивам этой картины композитор из Петербурга Илья Кузнецов написал музыкальное произведение, попытавшись расшифровать импровизацию "209".

На выставке зритель может даже оказаться и внутри самой картины и увидеть, например, живописную архитектонику Любови Поповой как объемную, так и на холсте.

Выставочное пространство в более чем двух тысяч квадратных метров выстроили по принципу русского алфавита. Где каждая буква — понятие, которое объединяет произведения разных авторов, периодов и эпох. Автопортрет, беспредметность, воздух, глубина. Есть и буква Ы. С нее в русском языке не начинается ни одно слово, зато заканчивается много. В частности, -измы — понятие, возникшее в русском авангарде в начале ХХ века.

Андрей Сарабьянов, главный редактор "Энциклопедии русского авангарда", научный консультант выставки: "Что такое русский авангард — это на самом деле соединение разных стилей, которые были придуманы художниками и каждый из уважающих себя авангардистов придумал определенный стиль, определенное направление в авангарде. Ларионов придумал лучизм, представитель сезанизма — это Кончаловский. Еще одно направление, а может быть, самое известное, потому что его придумал Малевич — суперматизм, но перед нами картина не Малевича, а великой Ольги Розановой".

У каждого музея свой шедевр. Если Красноярск привез одного Кандинского, то Нижегородский государственный художественный музей представил 10 произведений. В числе их картина Малевича "Косарь", участник практически всех крупный выставок, посвященных русскому авангарду. Объехала весь мир. А вот "Русская Венера" Кустодиева никогда не покидала музея.

Жукарин Роман, директор Нижегородского художественного музея: "Написанная в 1926 году, когда художник был уже прикован к инвалидной коляске, интересен тот факт, что она двухсторонняя, и если мы обойдем и посмотрим с другой стороны, там написана работа еще 1906 года, которая называется "На террасе", где изображен сам художник, его семья, его сестра и маленькая девочка — дочка Ирина, которая, считается, стала прототипом вот этой знаменитой русской красавицы".

Организаторы постарались создать полную свободу восприятия и, возможно, в "Азбуке шедевра" зритель найдет неожиданные смыслы, прочитает подтексты и увидит новый взгляд на привычные вещи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация