20 декабря 2021, 20:28

В Пушкинском музее завершили консервацию картины Винсента ван Гога

  • В Пушкинском музее завершили консервацию картины Винсента ван Гога
  • Картинка
    В Пушкинском музее завершили консервацию картины Винсента ван Гога
  • В Пушкинском музее завершили консервацию картины Винсента ван Гога
Специалисты Музея изобразительных искусств имени Пушкина представили результаты работы по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога "Красные виноградники в Арле".

"Красные виноградники в Арле" — картина, о которой мечтают все музеи мира, хотя бы получить на несколько месяцев на временную выставку. Но, начиная с середины прошлого века, это полотно не покидало Пушкинский. Его боялись перенести даже из одного здания музея в другой, настолько хрупкой была эта картина. На языке реставраторов, она была больной, ей требовалось лечение. И заняло оно 5 месяцев полных открытий.

Алексей Петухов старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина:
"Холст — рыхлый, вязкий джут. Почти мешковина. Ее использовал Ван Гог по совету Поля Гогена. Грунт они замешивали сами, наносили его. Часто он не очень плотно соединялся с этой мешковиной, отслаивался, шелушился. А краски, наоборот, Ван Гог не пожалел".

Краски, которыми пользовался Ван Гог, проверку временем не прошли. В конце XIX века во Франции можно было купить любую краску в тюбике, но качество ее было сомнительным. А вот Гоген, который в то время гостил у Ван Гога в Арле, по старинке сам смешивал пигменты, чему и научил товарища. Ван Гог использовал и то, и другое, что и спасло картину — если бы не советы Гогена, до наших дней дошли бы не красные, а едва розовые виноградники.

Еще благодаря Гогену Ван Гог стал писать не только на пленэре, но и по памяти — это тоже результат исследований.

Игорь Бородин заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина: "Изучая красочный слой, мы обнаружили до 5 слоев красочного слоя. То есть художник написал картину не за один день, а по всей видимости он писал ее несколько дней. Как раз в первых числах ноября. И картина была закончена 12 ноября 1888 года в желтом домике, который снимал Винсент Ван Гог в Арле".

Слои краски сохли очень долго. И не высохли даже спустя полгода, когда Ван Гог из Арля переезжал в больницу для душевнобольных Сен-Поль. Все свои лучшие работы он торопился отправить в Париж, брату Тео.

Илья Доронченков заместитель директора ГМИИ им. Пушкина: "Она поехала непросохшей. И даже реставраторы наши установили, что на ней лежала какая-то другая вещь — интересно, какая. В общем, мы теперь довольно много сейчас знаем о таком спонтанном, эмоциональном, импульсивном творческом процессе Ван Гога".

Это фрагмент другой картины, который отпечатался на обороте "Красных виноградников". А это — работы, которые художник создал за неделю до виноградников и через неделю после них. Возможно, какая-то из них и оставила след. Это еще предстоит выяснить. Из того, что уже ясно: мужчина, единственный среди женщин на поле, тоже когда-то был женщиной. Ван Гог его изменил, причина не ясна. Здесь каждый может придумать свою историю, глядя на обновленную картину. А вот поедет ли она за рубеж, говорить рано.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина: "Я мечтаю, чтобы в принципе было возможно время от времени это делать. Я считаю, что, конечно, вещь должна находиться в культурном обороте. Но самое важное, чтобы она была здорова, чтобы была возможность всем увидеть в тот момент, когда этого захочется".

Следующие полгода "Виноградники" Ван Гога будут находиться в мастерской под наблюдением реставраторов. Публике картина станет доступна в июне — на выставке, посвященной братьям Морозовым.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация