Политическая буря и вековое спокойствие: контрастные будни пандемии
Штамм коронавируса "омикрон" обнаружен уже в трети стран мира, многие из которых начали бороться с его миграцией транспортными ограничениями. В Венесуэле отменили все коммерческие рейсы, в Швеции – больше ста железнодорожных направлений из Стокгольма, а Израиль закрылся еще от десятка стран.
В полночь на среду список "красных" для Израиля направлений пополнят 6 стран ЕС, Марокко, Канада и США. Американцы говорят про "омикрон" и на военной базе на японской Окинаве – там в изоляции 180 американских военных, – и в окружении госсекретаря Блинкена, где после прерванного азиатского турне плюс два ковид-положительных, и на закрытом на карантин круизном лайнере во Флориде, и в НХЛ, которая уже отправила на карантин десятки хоккеистов из семи клубов. Еще сотня игроков от Ванкувера до Нью-Йорка под подозрением. Сезон, несмотря на дефицит здоровых спортсменов, прерывать не хотят.
Петарды, бутылки и драки с полицией – тоже про ограничения, но уже в футбольном чемпионате Нидерландов. После объявленного в стране локдауна болельщиков не пускают на трибуны. Полиция защищается слезоточивым газом.
Неоднозначную реакцию – уже у испанцев – вызвал положительный тест легенды мирового тенниса Рафаэля Надаля. В минувшие выходные он обедал с бывшим королем Хуаном Карлосом, который в свои 83 – в группе риска.
Рисковать не хотят и в Швейцарии: экономический форум в Давосе теряет статус ежегодного. Как и в этом году, в следующем он снова не откроется в срок и пока перенесен на лето 2022-го.
Премьер-министр Соединенного Королевства Джонсон сейчас решает, запретить или нет британцам нормально праздновать Рождество. В прошлом году из-за очередной волны ковида в праздничный период ему все-таки пришлось вводить локдаун. Цифры опять зашкаливают – в сутки от 80 до 90 тысяч новых инфицированных.
Научные советники правительства предупреждают: госпитали могут захлебнуться от наплыва пациентов, если не делать ничего. Настораживает то, что в больницы уже попадают с новым штаммом. "Омикрон" начинает здесь доминировать: на него приходится почти 60 процентов всех заражений.
"Ситуация со штаммом омикрон развивается очень быстро. Мы убедились, что многого не знаем об "омикроне" – это правда. Реальность такова, что существует много неопределенностей, есть пробелы с данными, но мы должны работать с тем, что у нас есть", – говорит глава британского Минздрава Саджид Джавид.
Но медицина – это одно. Для Джонсона сейчас важнее даже не экономика, а политика. В правительстве снова раскол. Кабинет уже покинул главный переговорщик по Brexit Дэвид Фрост. Не исключены другие отставки среди министров, выступающих против новых ограничений. Премьер-министру угрожают вотумом недоверия.
Недовольные считают, что, введи сегодня Джонсон очередной локдаун, это будет для него политическим самоубийством. Страна его просто не поймет, особенно после серии скандалов с вечеринками в самом правительстве, когда всем остальным было велено максимально изолироваться, избегая общения.
В прессе очередная утечка: фотография, на которой премьер-министр отдыхает в саду своей резиденции вместе с помощниками и женой. На столе – бутылка с вином. Фотография сделана в мае этого года, когда британцев обязали соблюдать двухметровую дистанцию при общении, школы, кафе и пабы были закрыты. В правительстве утверждают, что это была рабочая встреча.
"Прежде всего, это было рабочее место, где они выпили после изнурительного рабочего дня. Встреча соответствовала эпидемиологическим рекомендациям того времени", – говорит британский вице-премьер, министр юстиции Доминик Рааб.
Возмущенные британцы взорвали социальные сети фотографиями тех, кто был вынужден тогда страдать из-за пандемии. В окружении Джонсона теперь выясняют, кто стоит за этой утечкой. В списке подозреваемых – сотрудники аппарата министра финансов Риши Сунака: якобы фотография могла быть сделана из окон его офиса.
Сунак – один из потенциальных кандидатов на замену Джонсона и к тому же противник новых локдаунов. Но и без этих интриг понятно, что премьер-министру предстоит выбирать: бороться с пандемией, выполняя рекомендации ученых, или защищать свое кресло, исходя из политических соображений.
Пока он высчитывает, мэр Лондона Садик Хан объявил в городе чрезвычайное положение. Опросы общественного мнения показывают, что большинство британцев считают новый локдаун неизбежным.
***
Бригада врачей с сумкой-холодильником заходит в отгороженную от внешнего мира джунглями племенную деревню Кунарпур. Полторы тысячи человек – потомки обитателей этих самых джунглей – еще два поколения назад вели совсем примитивный образ жизни. Да и сегодня женщины этого поселения отгоняют от дома несчастья и болезни, обмазывая вход коровьим навозом.
Адиваси – что в переводе с хинди означает "древние жители" – этнические племена, которые считаются автохтонным или аборигенным населением этой территории. Они и сегодня живут почти так же, как и тысячи лет назад, соблюдая древнейшие традиции и сохраняя свой образ жизни. Однако пандемия внесла в их быт свои коррективы. И цивилизация в виде вакцины добралась и до этих мест.
До конца этого года власти Индии собирались вакцинировать все взрослое население страны. К концу декабря первой дозой привиты 60%, полностью – менее половины от запланированного. От двери к двери медики опрашивают всех, кто еще не получил свою вторую прививку и оставляют на стене понятные только им письмена.
"Этот знак обозначает, что все обитатели этого дома старше 18 лет получили две дозы вакцины", – говорит волонтер Ниила Деви.
При общей сознательности адиваси есть здесь и свои антиваксеры. Эта беременная девушка боится и просит отложить вакцинацию. Мужская половина племени опасается потери детородной силы.
- Давай прямо сейчас прививаться!
- – Нет. Я потом как-нибудь привьюсь. Очень страшно.
На следующей неделе врачи вернутся в деревню – отступать нельзя.
"Мы ведем вакцинацию местных племен с начала марта. В основном люди с пониманием отнеслись к этой кампании. Мы и уговорами, и порицанием будем добиваться, чтобы привились все, даже самые суеверные из них", – говорит сотрудница департамента здравоохранения Апраджита Шаакие.
Из-за географической и социальной изоляции – народ адиваси даже не принадлежит ни одной из каст – последние два года деревня провела без потрясений. Старейшины на вопрос о том, как они переживают пандемию повторяют слово "шанти" – в переводе с санскрита "спокойствие".
"Я не знаю ничего про ковид. Знаю, что в нашей деревне за все время никто не заболел и не умер от вируса", – говорит одна из жительниц деревни – Пуна Бхаи.
Тем временем в индийских городах каждый день фиксируют все новые случаи заражением штаммом "омикрон". Подтвержденных заболевших пока 145, но прогнозы мрачные. Глядя на Европу и с учетом собственного страшного опыта второй волны здесь говорят, что в случае вспышки "омикрона" число заражений может достичь полутора миллионов человек в день. Но о закрытии границ, карантинах и тем более локдауне речи в Индии пока не идет.