Фильм "Чемпион мира" 5 января 2022, 11:18 5 января 2022, 12:18 5 января 2022, 13:18 5 января 2022, 14:18 5 января 2022, 15:18 5 января 2022, 16:18 5 января 2022, 17:18 5 января 2022, 18:18 5 января 2022, 19:18 5 января 2022, 20:18 5 января 2022, 21:18

Константин Хабенский: "Cнимать фильм нужно было про Корчного"

  • Кадр из фильма "Чемпион мира" (ЦПШ, ТРИТЭ, Россия 1)
    Кадр из фильма "Чемпион мира" (ЦПШ, ТРИТЭ, Россия 1)
  • Константин Хабенский: "Cнимать фильм нужно было про Корчного"
  • Константин Хабенский: "Cнимать фильм нужно было про Корчного"
  • Кадр из фильма "Чемпион мира" (ЦПШ, ТРИТЭ, Россия 1)
    Кадр из фильма "Чемпион мира" (ЦПШ, ТРИТЭ, Россия 1)
  • Константин Хабенский: "Cнимать фильм нужно было про Корчного"
  • Константин Хабенский: "Cнимать фильм нужно было про Корчного"
Фильм режиссера Алексея Сидорова "Чемпион мира" о самом драматичном шахматном поединке в истории человечества уже в кино. Константин Хабенский, исполнитель роли гроссмейстера Виктора Корчного, рассказал о том, почему снимать фильм нужно было про его героя.

Виртуозная игра, максимальная психологическая напряженность и личное, человеческое противостояние двух сильнейших шахматистов планеты – на широкие экраны вышла драма режиссера Алексея Сидорова "Чемпион мира", идею которой он вынашивал около 30 лет. В центре сюжета – легендарный матч за мировую шахматную корону 1978 года между юным гением, едва взлетевшим на шахматный Олимп, вундеркиндом из СССР Анатолием Карповым и эмигрировавшим в Швейцарию советским гроссмейстером Виктором Корчным, закаленным бойцом, одержимым и непредсказуемым, готовым сражаться любым оружием: шахматы для него – война. Матч до шести побед (без учета ничьих) проходил 93 дня в филиппинском Багио и закончился победой Анатолия Карпова. В интервью Константин Хабенский, исполнивший роль Виктора Корчного, рассказал, почему считает своего героя шахматным гением, а всех шахматистов – лунатиками.

- Что для вас шахматы?

- Шахматы – это и не спорт, и не интеллект, и ни что-либо другое. Шахматы – это другой мир, другой уровень погружения и восприятие этого мира. Сейчас, наверное, скажу грубо, но шахматисты – немножко лунные люди, у которых абсолютно другие ориентиры. Когда они садятся за шахматную партию, для них неважно, кто является их противником, важен только сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Для того чтобы погрузиться в шахматы, этим нужно серьезно заниматься, а не как я – на уровне старшей группы детского сада. Еще важный момент, как передать в кино неподвижную игру так, чтобы она заставила зрителя сопереживать, в этом была большая загадка и для меня в том числе. Но съемочная группа была одержима этой темой, и я понял, что нахожусь в надежных руках.

Кадр из фильма "Чемпион мира"

- Вы всегда очень щепетильно готовитесь к ролям. Вы успели понять своего героя, гроссмейстера Виктора Корчного? Что вас больше всего удивило в этом человеке?

- Это был человек, который грезил шахматной игрой намного больше, чем шахматной победой. Когда я прочитал его биографию, то открыл для себя одну важную вещь: снимать фильм нужно было про Виктора Корчного. Потому что при всем уважении к Анатолию Карпову, заслуженному гроссмейстеру и мастеру своего дела, путь, который прошел Виктор Корчной для того, чтобы иметь возможность бороться за шахматную карьеру, это большая киношная история. Она очень вкусная для кинематографа. Человек пожертвовал ради игры всем: семьей, страной, стал изгоем только для того, чтобы сразиться за шахматную корону.

- Виктора Корчного называли предателем и перебежчиком. Вы согласны с такими формулировками?

- Называть все это можно, как угодно. Люди, одержимые тем, что они делают, они чуть шире, чем государственные границы. Это применимо ко всем, кто в те годы уезжал из нашей страны. Это не обязательно связано с шахматами, это может быть связано с балетом, живописью и со скульптурой. Они не становились предателями, им было мало пространства для реализации собственного таланта. И здесь та же самая история – слишком мало места для реализации себя в шахматах. Человек просто мыслил не территориальные метрическими вещами, а более глобально – он мыслил большой игрой.

Кадр из фильма "Чемпион мира"

- Виктор Корчной был известен своим пылким темпераментом и взрывным характером. На ваш взгляд, это ему помогало или, наоборот, мешало в игре?

- Здесь все просто. Это так же, как мы сейчас наблюдаем боксерские поединки или смешанные единоборства, где используется все, чтобы вывести противника из зоны комфорта. Естественно, не чурались похожими приемами и наши герои. Мы постарались достаточно детально снять и показать всевозможные тактики воздействия на противника: за шахматной доской, рядом с шахматной доской, вне шахматной доски.

- Как вы думаете, почему в напряженной борьбе, которая длилась 93 дня, Виктор Корчной все же проиграл?

- Не могу сказать. Все могло быть и в ту и в другую сторону. Так распорядились звезды. Я могу сказать одно. На следующий день после того, как зафиксировали проигрыш Виктора Корчного и поставили счет 6:5, бланк которого, он, кстати, так и не подписал, Корчной сел в самолет и улетел на другой большой шахматный чемпионат. Это многое говорит об этом человеке, о том, где и откуда он искал силы, чтобы, пройдя такой невероятный марафон в борьбе за шахматную корону, просто взять и продолжить играть. Анализировал – не анализировал он свое поражение – это уже другой вопрос, ответа на который нет ни в воспоминаниях самого Корчного, ни у кого-то другого. Наверняка анализировал, а может быть, попытался забыть. Еще раз повторю, что во главу угла он ставил игру. Не результат. Это важно!

- Можно сказать, что "Чемпион мира" – это картина о поиске себя?

- Любая картина, которая про людей, не про профессию, а именно про людей – она всегда о поиске себя, о поиске любви, о поиске человеческой души. Я очень надеюсь, что у нас про людей.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация