90 лет со дня рождения знаменитого французского хореографа Мориса Бежара
Морис Бежар был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталонки. В 13 лет по совету врача он начал обучаться хореографии, а через три года уже дебютировал в балетной труппе марсельской оперы. В молодости учился у разных педагогов — Статса, Егоровой, мадам Рузан в Париже и у Волковой в Лондоне. В результате Бежар освоил множество разных хореографических школ и быстро организовал свою труппу. Она стала лабораторией танца, в которой хореограф сочинил новый, ни на что не похожий стиль.
Счастливым билетом для хореографа стало творчество Стравинского. Он дебютировал как хореограф с "Весной священной". Позже поставил "Жар-птицу" и "Петрушку". Бежар ставил в Париже и Лозанне, Брюсселе и Стокгольме, Вене и Берлине, Афинах и Каире, а его приезд в конце 1970-х годов в Советский Союз стал настоящей революцией, перевернувшей представления о современном танце. Он делал спектакли для Рудольфа Нуреева и Хорхе Донна, Владимира Васильева и Екатерины Максимовой. Для Майи Плисецкой Бежар сочинил "Айседору", "Видение розы". Последний опус "Ave, Майя" хореограф сделал к юбилею примадонны. Свое творчество называл "лоскутным одеялом, состоящим из маленьких кусочков души тех, кто встречался на великом пути хореографа".
"Я вывел балет из театральных залов", — говорил Бежар. Его свободный и неистовый танец стал одним из символов XX века. Его артисты выступали не только на театральных сценах, но и на спортивных аренах. "Станок, зеркало и танцовщики — все, что нужно для рождения спектакля", — повторял великий балетмейстер.
За свою жизнь Морис Бежар поставил сто балетов и десять опер, написал пять книг. Его знаменитые постановки — "Болеро", "Ромео и Джульетта", "Пиаф", "Кольцо вокруг кольца", "Симфония № 9″, "Бхакти", "Песни странствующего подмастерья". Себя он называл "кипящей кастрюлей танца". Бежар творил легко, по вдохновению. Последние годы его интересовали синтетические спектакли: он соединял танец, пантомиму, пение. Героями его постановок были противоречивые персонажи: Эвита Перон, Андре Мальро, Чарли Чаплин. "Искусство должно удивлять" — таков был девиз хореографа, который покорил мир, сломав каноны классического танца.
К 90-летию со дня рождения легендарного балетмейстера смотрите 1 января на телеканале "Россия Культура" в 22.45 документальный фильм "Queen и Бежар: Балет во имя жизни".