15 января 2022, 09:13 15 января 2022, 10:13 15 января 2022, 11:13 15 января 2022, 12:13 15 января 2022, 13:13 15 января 2022, 14:13 15 января 2022, 15:13 15 января 2022, 16:13 15 января 2022, 17:13 15 января 2022, 18:13 15 января 2022, 19:13

В зале "Зарядье" открылся Год Скрябина

  • В зале "Зарядье" открылся Год Скрябина
  • Картинка
    Открытие Года Скрябина в зале Зарядье
  • В зале "Зарядье" открылся Год Скрябина
Вечер сочинений музыкального мистика и философа предварил показ аудиовизуальной инсталляции "Состояние сознания".

Концертом в зале "Зарядье" открылся Год Скрябина. Вечер сочинений музыкального мистика и философа предварил показ аудиовизуальной инсталляции "Состояние сознания", посвящённой композитору. Репортаж – Анны Аппалоновой.

Как на самом деле звучал голос Александра Скрябина, в современном мире никто не знает. Это фантазия режиссёра, тембр меняется и преобразовывается в музыку. Год Скрябина решили открыть не просто его сочинением, этот рояль в точности воспроизводит игру композитора.

"Есть живая запись, как Скрябин записывал свои сочинения на технику, которая была в начале XX века. И взят фрагмент этой композиции и загружен в этот рояль. И, условно говоря, можно представить, как руки композитора бегали по клавишам", – пояснил режиссер-постановщик Юрий Квятковский

Юрий Башмет в день открытия года Скрябина представил мировую премьеру – это сочинение композитор написал для скрипки, но теперь оно будет в репертуаре самого известного в России альтиста. Вместе с дочерью они переложили композицию для альта и фортепиано. А вот ещё одно произведение Скрябина – "Прометей"- Юрию Башмету сыграть не удастся. Это сочинение для оркестра, органа, фортепиано и хора. Но был момент, когда музыкант принимал участие в исполнении, переворачивал страницы Рихтеру.

"Такие два могучих имени и таланта – Рихтер и Светланов. Это было большое событие и Рихтер очень волновался. А потом он мне шепнул, он там темп не тот берёт. Ну как я могу, он же дирижёр. Я говорю, ну скажите, Вы же Рихтер", – пояснил дирижёр,художественный руководитель камерного ансамбля "Солисты Москвы", народный артист СССР Юрий Башмет.

На месте Рихтера сегодня Петр Айду. Играет ту же музыкальную поэму "Прометей". Скрябин считал, что исполняя музыку, нужно воздействовать на все органы чувств слушателя, и в первую очередь, помимо слуха, на зрение. Он стал первым, кто совместил в одном музыкальном произведении звук, свет и цвет.

"Скрябин написал строчку для некоего несуществующего инструмента. Он, когда писал эту строчку, он не знал, что это за инструмент. Его еще не существовало. Поэтому это так и осталось ну такой загадкой, что же там должно быть", – рассказал пианист Пётр Айду.

Партия света в этой поэме записана обычными нотами, а исполнять ее надо на световой клавиатуре. Если говорить простыми словами, сейчас она как бы встроена в рояль. Каждой ноте соответствует свой цвет, нажатие клавиш отправляет сигналы на пульт художника. И чтобы воплотить задумку Скрябина в жизнь, пришлось подключить фантазию.

"Он не думал о технической стороне вопроса. Он не думал о том, как это реализовать. Он просто видел некие цветовые сочетания: красного и синего, красного со стальным, лилового с желтым. Какие-то музыкальные гармонии и ноты рождали в нем именно сочетание цвета. Но чтобы это реализовать технически, нам нужно было изобрести новый музыкальный инструмент – светомузыкальный инструмент", – заявил художник по свету Иван Воробьёв.

Композитор оставил подсказки: нота Ре – цвет желтый, Соль – зеленый и так далее. При жизни Скрябина это произведение ни разу не звучало в концертном зале так, как он задумал. Только у него в квартире, которую он выбрал в том числе потому, что в ней было проведено электричество. В этот день его задумка наконец реализовалась, правда никто не знает, так ли он себе все это представлял.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация