О тонкостях профессии камнереза
"Природа, – говорит Григорий Пономарев, – лучший художник на земле. В своих недрах она создает такие узоры, что никому не под силу повторить". Задача мастеров – разглядеть это в камне и помочь увидеть другим.
Резьба начинается с тщательной подготовки модели. Сначала будущую каменную скульптуру рисуют на листе бумаги, потом лепят из скульптурного пластилина. Всё делается вручную, благодаря мастерству камнерезов. Это, например, образ реального человека – индейского вождя Красное облако. Из камня его создавали два года, а работали над этим шесть человек. "В таком размере вот эти камни, они работают, ну, совершенно по-другому, и он просто, готовая работа, она завораживает, и там невозможно оторваться", – говорит художественный руководитель студии камнерезного искусства Григорий Пономарев.
А это будет каменная "Россия". Образ женщины с щитом и мечом мастера вытачивают по модели скульптора Николая Лаверецкого. "Яшма, маховой агат, это у нас тоже, получается, яшма, гематит – это у нас кольчуга, родонит – будет юбка", – говорит Станислав Ширяев, камнерез студии камнерезного искусства. А еще халцедоны, кварцы, кремни – уральские мастера творят из этих камней настоящие чудеса.
В помощь современным творцам сегодня – вытяжка, респираторы, наушники для защиты барабанных перепонок. И тем не менее, эти произведения искусства рождаются если не в муках, то путем долгого творческого поиска. А еще у каждого мастера есть свое хранилище неудавшихся работ.
И главное здесь – не стать рабом хозяйки "Медной горы", признаются мастера. Все же не зря в народе камням приписываются магические свойства. "Ты на протяжении целого дня находишься во взаимодействии с материалом, и даже когда ты хочешь закончить работу, это невозможно сделать мгновенно. То есть, нужно какое-то время, чтобы вот эта связь, взаимодействие, ну, как бы, разъединилось", – говорит художественный руководитель студии камнерезного искусства Григорий Пономарев.
Но только на время. Мастера уверяют: человек, поработавший с минералами, из этой сферы, как правило, не уходит. Раскрывать красоту камня можно бесконечно. Вот на кафтане Ивана Третьего заиграла красками Уральская ситцевая яшма. А здесь – самобытный узор белорусского кремня улёгся снежинками на голову индийской чаровнице. В стеклянной витрине своего часа дожидаются купола Храма Василия Блаженного из лазурита и магнезита. И все это – творение рук уральских мастеров и, конечно, уральской природы.