В Русском музее проходит выставка картин из Белгородского художественного музея
"О Родине, о жизни, о себе". Выставка произведений из собрания Белгородского художественного музея проходит в Государственном Русском музее. В Северную столицу на временную экспозицию отправили более ста работ. Два шедевра нуждались в реставрации. Их восстановлением сейчас занимаются петербургские специалисты. Дмитрий Ясковский – подробнее.
В Русском музее началась борьба за жизнь двух полотен советского периода – это "портрет мальчика Андрюши" кисти Анатолия Левитина и картина Михаила Добронравова "На цветочном хозяйстве". Первичный диагноз уже поставлен: отслоение живописного слоя. Левитин, видимо, перевернул неудачный эскиз и поверх него в порыве вдохновения написал другую работу. "Ну мы еще на стадии исследования, мы сделаем обязательно рентген, чтобы убедиться в своем предположении, но, мне кажется, что это так – и вот так он встал вертикально", – говорит заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин. Операция по спасению только начинается. Но посетители уже сейчас могут наблюдать за работой за стеклянным экраном. Сочные краски с полотна Михаила Добронравова тоже могут осыпаться – говорят реставраторы. "Помимо всего прочего, мы заменим подрамники на современные экспозиционные, укрепим кромки авторской живописи, заделаем прорывы, которые возникли в истории бытования, и на финальном этапе поработаем с поверхностью", – рассказывает заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.
Картина "На цветочном хозяйстве" – это пример жизнеутверждающего начала в советской живописи. Пышущие здоровьем женщины на колхозном поле, радость от мирного созидательного труда, июльский солнечный полдень – эта, пусть и приукрашенная реальность сегодня, как никогда, востребована посетителями художественных музеев и галерей. "Мы фиксируем сейчас невероятный интерес наших граждан, наших посетителей к советскому искусству. Ну в первую очередь в живописи люди черпают какую-то опору. Искусствоведы будут еще изучать этот феномен спроса на советскую живопись, но это факт", – комментирует генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Эти две работы – только часть собрания Белгородского музея. Но именно с них началась его коллекция, когда вдова художника Михаила Добронравова подарила родному городу 240 работ, все художественное наследие своего мужа. "Встал вопрос о том, где их хранить, как их представлять, заговорили о художественном музее, и это был один из толчков, который привел к тому, что в недавно образованном областном центре появился художественный музей", – объясняет директор Белгородского художественного музея Татьяна Лукьянова.
В Белгороде пока нет собственных специалистов, способных восстанавливать работы такого уровня. Но это лишь временно. "Всех реставраторов, которых направит нам Белгород, мы здесь будем обучать и, у нас, у Русского музея, как у главного методического центра для музеев страны, я об этом уже говорила, есть все виды лицензий необходимых образовательных, которые выдает Министерство образования и науки Российской Федерации", – генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Петербург может стать школой реставраторов, и это пожалуй главный результат нынешнего взаимодействия двух российских музеев.