Выставка "Наследие эпохи" – в Третьяковке
Выставка "Наследие эпохи" – в Третьяковской галерее – знакомит с творчеством Михаила Савицкого – легендарной фигуры белорусского и советского искусства. Участник Великой Отечественной войны, узник концлагерей – художник создавал эпические работы о человеке в трагические моменты его жизни. Репортаж Лидии Алёшиной.
"Меня быть художником научили концлагеря. Там я увидел какой бывает жизнь. Увидел зло, которому человек должен противостоять, потому что он человек", – писал Михаил Савицкий. Он прошел через ад трх концлагерей. Это цифровая печать его знаменитой картины "Узник" с лагерным номером из Цикла Цифры на сердце. Многие считают, что это автопортрет самого Михаила Савицкого, но художник настаивал – этот образ собирательный.
"Война стала главным событием в его жизни. Он блестяще писал человеческие страдания. Его персонажи на картине "Казнь" побежденные, но не сломленные в них невероятная сила", – отметила заместитель генерального директора по выставочной деятельности Государственной Третьяковской галереи Дарья Парфененко.
Картину Казнь, отреставрированную к этой выставке, мастер написал в 1968. Признавался – это не реквием по погибшим, он хотел показать с каким достоинством встречают последние минуты жизни партизаны.
"Пожилой мужчина на картине – для создания образа работал с фотографией отца. Не раз показывал родственников – работа "Хлеб", на которой изображено три женщины – самая пожилая. Художник писал образ, навеянный воспоминаниями о деревенском детстве его бабушки", – сказала куратор выставки Любовь Подлеснова.
"41 день после победы" – это размышления художника о судьбе поколения, пережившего ужасы войны. Светлые воспоминания – о детстве. "Песня с сенокоса" – дипломная работа мастера.
"Он родился в белорусской деревне под Витебском доброе светлое. Из ранних работ девушка с капустой посвящена женской красоте. У него есть работы, посвященные Мадоннам, когда он в образе женщины видит образ богини, матери, родины", – рассказала генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Ирина Матяс.
Трагический образ – на полотне "Чернобыльская мадонна" – из цикла, посвященного аварии на атомной станции – "Черная быль": "Плач о земле", "Ностальгия", "Зрячий" – композиция напоминающая иконы и фрески с текстом из Откровения Иоанна Богослова.
"Выставка Михаила Савицкого открывает большой цикл. с которым мы проживем весь следующий год, он называется "Наследие эпохи. Такого масштаба ретроспективы в Москве не было пожалуй что ни разу", – пояснил генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин.
Чтобы написать картину нужно сжечь душу, считал Михаил Савицкий. "Заповеди блаженства" – это уже из поздних работ мастера – его философские размышления – библейские образы и современный мир. Вечные ценности, помогающие найти смысл существования.