28 января 2022, 09:31 28 января 2022, 10:31 28 января 2022, 11:31 28 января 2022, 12:31 28 января 2022, 13:31 28 января 2022, 14:31 28 января 2022, 15:31 28 января 2022, 16:31 28 января 2022, 17:31 28 января 2022, 18:31 28 января 2022, 19:31

Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств

  • Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств
  • Картинка
    Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств
  • Авторство двух скульптурных портретов установили сотрудники Омского музея изобразительных искусств
Сотрудники Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля установили авторство двух скульптурных портретов, которые хранятся в коллекции. Их создал участник первой выставки передвижников, скульптор Марк Антокольский.

"Бюст молодой женщины неизвестного автора" – с такой формулировкой в 1928 году поступила эта работа в омский музей из государственного фонда. Но лишь век спустя хранитель фонда скульптуры Евгений Груздов обратил внимание на характерные складки на одежде девушки. Похожую – естественную, а не парадную – проработку ткани он разглядел на фигуре "Нестора-летописца" Марка Антокольского из омской коллекции. А в одном из каталогов работ скульптора увидел портреты так называемой поляковской серии.

"Художник был настолько талантлив, что был "завален" и частными заказами. И как раз атрибутированные произведения из нашей коллекции подтверждают вот эту историю частного заказа", – пояснила директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева.

Гипотеза о том, что омская незнакомка – одна из дочерей известного промышленника, строителя железных дорог и благотворителя Самуила Полякова подтвердилась. Мраморный аналог, который сейчас хранится в Вильнюсе, – родном городе скульптора – тому доказательство. Литовские коллеги подтвердили авторство работы. Сличив все произведения серии с генеалогией семьи, омский исследователь предположил, что в Сибири хранится портрет младшей дочери Самуила Полякова – Лидии.

"Это был большой заказ. То есть Самуил Соломонович заказал бюсты всей семьи. Вся "поляковская серия" была выполнена в двух материалах – в мраморе и в бронзе. И они разошлись по разным музеям Советского Союза. Помимо моделировки сама композиция бюста совпадает с тем, как выполнены портреты других двух дочерей и сына в этой серии. То есть это и размер, и пропорции, форма среза и ножка", – сообщил хранитель фонда скульптуры Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Евгений Груздов.

Лекало, по которому Антокольский создавал форму основания – так называемую ножку бюста, встречается и в мраморе, и в бронзе. У всех запечатленных скульптором дам знаменитого семейства есть какие-нибудь аксессуары. А еще омский бюст, как и все работы семейной серии Поляковых, неподписной. Что вполне логично: серию мастер делал на заказ для "внутреннего", семейного пользования. И исполнителя заказчик знал.

Нет подписи и на этом барельефе. Обращение к литературе о скульпторе позволило атрибутировать и его. "Произведение называется "Безвозвратная потеря", ну а искусствоведы уже добавляют "Портрет Льва Антокольского". В 1876 году в Риме у него умирает 4-летний сын. И он делает такую лиричную тонкую работу", – рассказал Евгений Груздов.

Существующий в единственном экземпляре портрет маленького Льва Антокольского хранился в семье скульптора, а после революции попал в государственный музейный фонд. В Омск работа поступила в 20-е годы прошлого века уже безымянной. Впервые после персональной выставки скульптора в 1880 году в Санкт-Петербурге барельеф представлен в экспозиции проекта "Право на правду", посвященного 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация