"Поэму экстаза" и Вторую симфонию Скрябина исполнили в Доме Музыки
К 150-летию со дня рождения Александра Скрябина Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России подготовили специальную программу. На концерте в Доме музыки прозвучали "Поэма экстаза" и Вторая симфония композитора. Репортаж Елены Ворошиловой.
Ко второй симфонии Александра Скрябина Владимир Спиваков подбирался, как альпинист к вершине Эвереста. Основательно, продуманно. Подготовку начал летом. Личность Скрябина потрясла маэстро. Вершина, которая подвластна не каждому.
"Скрябин дошел до вершины, и видно мне было, как он метался, как он искал, как он в конце концов пришел к тому, что Мандельштам назвал "поэзией собственной правоты", – поделился худрук и главный дирижер Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков.
В музыке Скрябина сошлось полярное: древнегреческие мистерии, античные мифы, оккультные практики, европейская философия, русская история. Вторую симфонию композитор написал в 1901 году. Про Скрябина музыковеды говорят: он не ходил, летал над землей. В его музыке был особый космос, придуманный самим композитором.
"Скрябин мечтал, чтобы однажды все человечество собралось в Индии на берегу одного священного озера. Оно бы слушало музыку Скрябина, вдыхало ароматы, читало стихи, философские трактаты и вместе преобразилось", – рассказал музыковед Ярослав Тимофеев.
По словам Скрябина, премьера Второй симфонии в 1902-м вызвала настоящий переполох. Она обрушилась подобно урагану – контрастная, страстная. Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость. Он сомневался в своих сочинениях. Давал их посмотреть Римскому-Корсакову и Лядову. Музыкой Скрябин рассказывал о своих мечтах.
"Скрябин мечтал о божественной силе, он мечтал о свободе воли человека, мечтал о соборности, о братстве человечества. Об этом его музыка", – пояснил Владимир Спиваков.
Он говорил с миром на языке музыки и дал этому миру главное – веру в человечество.