Уцелевшие артефакты: выставка "Защитники Щербинского" в Музее Москвы
Музей Москвы открывает выставку "Защитники Щербинского". На ней представлены артефакты, найденные на территории практически разрушенного городища – памятника дьяковской археологической культуры. Анна Аппалонова осмотрела экспозицию.
Эти предметы пролежали в земле около двух тысяч лет, и осенью прошлого года их случайно вырыл экскаватор – на Щербинском городище, памятнике археологической культуры, решили разместить строительный рынок. Сначала в борьбу вступили местные жители, потом Институт археологии. Эта выставка – встреча тех, кто сумел достать эту историю из-под земли и сохранить.
"К сожалению, частично земля была увезена, но из того, что нам удалось, вот это те находки, которые попали в музей. Но археологам важны не только вещи, но их взаимное расположение. Там есть следы жилищ, каких-то отопительных систем, очагов", – сообщила заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова.
На Щербинском городище следы жилищ практически стерты. Известно, что это было небольшое укрепленное поселение, где жили люди примерно с VIII века до нашей эры и примерно до VII века нашей эры. Находится городище в подмосковном Домодедове на берегу реки Пахры, о нем пишут в учебниках как об эталонном памятнике дьяковской археологической культуры, а местные жители за ним приглядывают. Ильмира Антонова первой заметила работу экскаваторов.
"Я поднялась прям туда, где экскаватор отсыпает землю, а те вывозят. Я встала, держусь за ковш и говорю: я не уйду, даже не думайте. И держусь", – рассказала жительница Щербинки Ильмира Антонова.
Найденные предметы археологи передали в Музей Москвы. Здесь уже хранится коллекция артефактов Щербинского городища – после раскопок в 60-х годах ХХ века. Теперь, после нового поступления, появились и новые вопросы о жизни наших предшественников.
"За много десятков лет изучения специалистами этой археологической культуры это первая подобная находка. Вот этот небольшой фрагмент вилочковой кости лебедя, украшенный процарапанными орнаментами. Мы не знаем, с какой целью они делались. Возможно, это какой-то ритуальный был момент", – пояснила заведующая сектором "Археология" Музея Москвы, куратор выставки Екатерина Святицкая.
Известно, что лебедь был сакральным символом у финно-угорских племен, но сравнить эту кость с чем-то похожим невозможно. Так же, как и не найти свидетельств для чего она, – письменности еще не существовало. Эти орнаменты – тоже пока загадка. И в отношении дьяковской культуры – далеко не единственная.
"С этой культурой что-то произошло, в VII веке она перестала существовать. Она исчезла. Славяне пришли на уже пустующую территорию или территорию с очень небольшим населением. Загадочность дьяковцев в том, что мы не знаем их погребение. Нам неизвестны их могильники. Нам неизвестно, что с ними произошло в VI-VII веке, почему эта культура, такая яркая и, казалось бы, стабильная, перестала существовать", – рассказал директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Что специалисты знают наверняка, что племена занимались земледелием, есть представление о том, чем они питались, какие украшения носили, какими орудиями труда пользовались, и что предпочитали укрепленные поселения. Наконечники стрел и фрагменты мечей говорят о том, что время было неспокойное. И в чем специалисты почти уверены, так это в том, что дьяковцы исчезли не из-за внешнего противника, а из-за внутренней конкуренции – между родами или поселениями.
