Южная Осетия готовится к выборам президента
Стартовый разбег президентской кампании в Южной Осетии, которую в 2008 году Россия признала независимым государством.
Высоко-высоко в горах стоит Дменисская крепость – древний замок. Гурам Карсанов, travel-блогер (проще – гид), водит сюда туристов. "Такого формата крепостями мы можем смело гордиться, потому что в одной маленькой Южной Осетии их порядка двадцати", – рассказывает Гурам.
XII век. Потом в XVII. Надстраивали, уменьшали бойницы. Грани эпох просматриваются в рядах кладки. Эти феодальные аланские замки смотрят вдаль с высоты прожитых веков. Тысячу лет они помогали осетинскому народу выстоять. И даже сейчас на эти древние стены, на эту каменную кладку все еще можно опереться.
Гурам ведет экскурсию и лечит посттравматический синдром своей Родины. "Мне захотелось переломить мнение о Южной Осетии, чтобы о нас не думали как о месте, где была война. Это точка, где продолжается жизнь и люди хотят жить, творить", – отмечает Гурам.
Они творят. Музыкой, пластикой, движением. Симд – главный аланский, то есть осетинский танец.
"На севере и на юге он исполняется фактически одинаково. Потому что Осетия неделима. И север, и юг – это одно целое", – сказала Жанна Санакоева, артистка балета, заслуженная артистка Южной Осетии, Аабхазии.
Симд – больше, чем хореография: философия, путь, дао. Поэтому так важно держать прямую линию. "Этот танец объясняет нам, как мы должны себя вести. И не только в танце, но и в обществе. Смысл жизни в развитии, если нет развития, то мы просто умираем", – подчеркнул Сергей Кочиев, худрук ансамбля "Симд".
В Южной Осетии видно: страна живет. Да, новейшую историю здесь все еще исчисляют от августа 2008-го. Но Цхинвал уже совсем другой. Конечно, проснулась экономика.
А эту швейную фабрику крупная российская компания разместила именно в Цхинвале, чтобы помочь местной экономике.
"Фабрика изначально создавалась как социальный проект, чтобы обеспечить рабочими местами жителей республики", – рассказал Артур Цакоев, гендиректор швейного производства.
Зарплата, соцпакет – никакой текучки кадров. А главное – фабрика заплатила в бюджет 300 миллионов рублей налогов. О российской помощи – во время посещения президентом Южной Осетии республиканского медцентра.
"Важно, чтобы не говорили: кормим. Мы хотим удочку, чтобы самим работать. И вот эти условия, чтобы сами работали, сами зарабатывали деньги, предоставляет нам Россия", – заявил Анатолий Бибилов, президент Южной Осетии.
Россия поддерживает своего союзника на Кавказе масштабной инвестпрограммой. Впервые после советской эпохи здесь строят многоэтажки. Уже есть три новые школы, пять новых детсадов, обновленное здание театра, университет, стадион, современный медицинский комплекс.
Осетино-грузинская граница. Линии, которая устраивала бы и Цхинвал, и Тбилиси. все еще нет. Неспокойная точка село Цнелис. Грузия ставит погранпост на спорной территории. Южная Осетия отвечает погранзаставой.
Изначально граница между Южной Осетией и Грузией проходила выше. С середины ХХ века она приходит вот по этой реке: осетины называют ее Лопан, грузины – Лопанисцхали. Да, сейчас здесь спокойно, но вот это двойственное отношение и внутренний вопрос, чья это земля, остаются. Поэтому и август 2008-го здесь не забыли. И у памятника Герою России Денису Ветчинову, погибшему в ходе осетино-грузинского конфликта, – всегда живые цветы.
А у памятника Пушкину звучат стихи. Та самая культурная дипломатия. Наравне с экономическим сотрудничеством. "Это качественно новый этап для Южной Осетии. Он нацелен на создание новых рабочих мест и развитие экономики. Безусловно, мы готовы к сотрудничеству с Южной Осетией на этом направлении, и мы будем работать", – говорит Марат Кулахметов.
Он был вместе с республикой в драматические дни 2008 года. Здесь, в Цхинвале, командовал российскими миротворцами, когда Грузия напала на Южную Осетию и била по российскому контингенту прямой наводкой.. В ранге чрезвычайного и полномочного посла – пять лет.
Недавно Цхинвал посетила делегация "Единой России". В апреле в республике пройдут президентские выборы. Действующий глава делает акцент на экономику.
"Без экономического развития мы ничего не сделаем. И эта программа полностью подходит нам и полностью способствует тому, чтобы и благополучие людей увеличивалось, и увеличивались доходы государства. На сегодняшний день я вижу путь к этой цели через интеграционные процессы, которые сегодня уже происходят", – отметил Анатолий Бибилов.
И, конечно, эта земля ждет, чтобы ее открыли для себя люди, живущие по ту сторону Рокского перевала: от Калининграда до Владивостока. "Чтобы нас любили, чтобы к нам хотели ехать. Вот этого хочется", – признается блогер Гурам.