Сергей Безруков: "Именно тренер сделал из Валерия Попенченко мистера Нокаута"
Драма Артема Михалкова "Мистер Нокаут" – уже во всех кинотеатрах страны. Как становятся чемпионами? Как знаменитый советский боксер Валерий Попенченко шел к своим победам и кто был с ним рядом на этом пути? На эти вопросы в беседе с платформой "Смотрим" ответил Сергей Безруков, исполнитель роли легендарного тренера Григория Кусикьянца.
- "Мистер Нокаут" – это история о силе духа отдельного человека или о спасительном единении тренера и спортсмена?
- Думаю, что все вместе. Отделять спортсмена от тренера неправильно. Безусловно, в истории бокса есть Валерий Попенченко, мировая звезда и легенда. Мы в первую очередь знаем его имя, а кто был рядом, кто сделал, кто был наставником – это, как говорится, в последнюю очередь. Но здесь отделять нельзя, потому что именно Григорий Кусикьянц сделал из него того самого мистера Нокаута, которым восхищался весь мир. И, конечно, этот фильм – о силе духа и о победе над самим собой. Чтобы побеждать на ринге, герою Вити Хориняка нужно было победить самого себя, свои собственные страхи и комплексы. Бокс – это всегда про победу над самим собой. И как результат уже – про победу над соперником.
- У каждого тренера есть свой стиль и свой способ мотивации спортсменов. В чем, на ваш взгляд, были сильные стороны Григория Кусикьянца?
- Он мог настроить спортсмена. Он брал его лучшие, сильные стороны и делал их достоинством боксера. Поэтому это история и про наставника в том числе, как я уже сказал. Про взаимодействие, про то, как ты вполне можешь заменить отца своему подопечному и сказать нужные слова в нужный момент. Здесь такая очень серьезная эмоциональная связка. Это не просто про физическую подготовку и разработку тактики боя, хотя и им Кусикьянц уделял много внимания. Он занимался воспитанием характера, необходимым для дальнейшего развития и роста. Я думаю, что бокс в конечном итоге – это именно воспитание характера. Это то, чего, кстати, порой не хватает современному поколению. Потому что при отсутствии наставника, при отсутствии примера перед глазами очень сложно воспитывать характер самому. Никоим образом не хочу никого обидеть, и тем не менее, мне кажется, что наличие наставника имеет важное значение. Потому что, если мы вспомним всех легендарных спортсменов, каждый из них назовет своего учителя, мастера. Того, с кого он брал пример.
- Кусикьянца отличал нестандартный подход к тренировочному процессу, а его методы порой вызывали массу споров и недовольства.
- Григорий Филиппович, например, заставлял подопечных играть в шахматы для развития пространственного мышления. "Сильных боксеров много, умных мало", – любил повторять он. Действительно, 30 процентов – это сила, а все остальное – тактика и ум. Как ни странно, он водил спортсменов в Большой театр смотреть работу корпуса и ног балерин, изучал биомеханику, исходил из физических возможностей и индивидуальности каждого из спортсменов. Мы все физически разные, физиология у всех абсолютно разная! У кого-то длинные руки, у кого-то длинные ноги, у кого-то косолапая походка. И, исходя из этого, он подбирал особую технику. В данном случае очень важно, чтобы тело помогало. Он никогда никого не ломал ради классической боксерской техники. Для меня лично Григорий Кусикьянц – пример тренера, который ломал общепринятые правила для индивидуального подхода. Это порой раздражало окружающих – проще ведь всех под одну гребенку. Но тот был уверен, что должна быть конкретная индивидуальность! Пускай это нарушает традиции, пускай это нарушает технику, стойку боксерскую, против которой он выступал, но каковы результаты?! Техника – ладно! Но вы посмотрите на результаты! Мистер Нокаут! Когда ты смотришь бои Попенченко, ты даже не понимаешь, в какой момент он наносит тот самый роковой удар, ты его не видишь! Бах – и соперник на полу. Чудо!
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru